В понедельник лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Ангела Меркель начала переговоры о создании правящей коалиции с лидером «Свободных демократов» Гидо Вестервелле.
На прошедших накануне выборах в бундестаг ХДС получил 33,8% голосов, а «Свободные демократы» почти 15%, что в сумме даст более 300 мандатов, необходимых для создания «черно-желтой» коалиции (по цветам партий). Несмотря на то, что и ХДС, и «Свободные демократы» перед выборами вслух мечтали о будущем слиянии, переговоры быстрыми не будут.
Именно Вестервелле стал главным триумфатором на выборах, серьезно увеличив результат своей партии по сравнению с 2005 годом.
А Меркель за это время, наоборот, немного (1–1,5%), но потеряла. «Переговоры будут непростые, особенно в области экономики», — сказал «Газете.Ru» эксперт Фонда Конрада Аденауэра Ральф Баус. «Черным» и «желтым» предстоит вместе консолидировать увеличивающийся дефицит бюджета и отразить кризисный удар по кредитам слабых банков. Две партии по-разному видят выход из этой ситуации, а проще говоря — экономического кризиса, говорит эксперт.
И в ХДС, и Вестервелле собираются снижать налоги. Вот только Меркель планирует снизить доходы от налогов на 15 млрд евро, причем без четких временных рамок, а «Свободные демократы» хотят сокращения на 35 млрд евро, и как можно скорей. Кроме того, Вестервелле за продажу долей государства в крупных компаниях, например, Deutsche Bahn.
Меркель предыдущие четыре года правила вместе с Социал-демократической партией (СДПГ) в «широкой коалиции» и за это время успела «полеветь». В воскресенье она объявила, что будет и дальше уделять внимание социальной справедливости.
«Свободные демократы» стоят на позициях неолиберализма и хотят удалить государство из регулирования экономики. Меркель же, наоборот, хочет сохранить социальные бонусы», — объяснил «Газете.Ru» эксперт Германского общества внешней политики Александр Рар.
«Тех, кто сейчас будет управлять Германией, ждут большие проблемы. Хорошо, что это будем не мы», — признался «Газете.Ru» один из членов СДПГ, которая теперь вместе с «Зелеными» и «Левыми» уйдет в оппозицию.
Экономикой возможные разногласия Меркель и Вестервелле не ограничиваются. Так, по словам Рара, «Свободные демократы» хотят перехода на профессиональную армию, а ХДС не желает отказываться от призыва. Есть у двух партий, конечно, и многочисленные точки соприкосновения. «Мы хотим лучших возможностей для получения образования, а также уверенности, что соблюдаются права человека», — сказал в воскресенье Вестервелле. Кроме того, с уходом из власти социал-демократов новая жизнь ждет атомную энергетику Германии.
После завершения переговоров Вестервелле получит пост вице-канцлера и главы МИДа, а значит, будет представлять Германию на международной арене.
По мнению источника в СДПГ, из Вестервелле получится не министр иностранных дел, а «посмешище». Политолог Рар не согласен. Он напоминает, что у Вестервелле будет такой опытный советник, как Ганс-Дитрих Геншер, который занимал пост главы МИД Германии с 1974 по 1992 годы.
«Отношения с Россией при новой коалиции не только не ухудшатся, но могут стать еще теснее», — уверен Рар.
По его словам, Геншер, который определял внешнюю политику ФРГ в 80-е годы, вел переговоры с СССР об обединении Германии, и у него остались тесные связи с Россией. Да и во времена последней коалиции ХДС и «Свободных демократов», когда канцлером был Гельмут Коль, отношения Москвы и Берлина были лучше некуда. «Либералы могут только больше нажимать на соблюдение правовых норм в бизнесе, а в остальном будут следовать политике сотрудничества с Россией», — считает Рар. С ним согласен и Баус.
Не изменятся и отношения Германии с США. Хотя Вестервелле и был самым пламенным противником системы американской ПРО в Европе, он поддерживает план Барака Обамы по освобождению мира от ядерного оружия.
Окончательно коалиция и состав правительства будет сформирован не раньше чем через неделю.