Теперь Управление делами российского президента наделено правами на осуществление полномочий собственника как подведомственных ему госучреждений, так и имущества федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). Еще 17 сентября Дмитрий Медведев подписал указ «Об управлении делами президента РФ», расширивший полномочия ведомства.
Управделами президента теперь свободно может создавать, реорганизовывать и ликвидировать ФГУПы, за некоторыми исключениями — кроме предприятий, имеющих стратегический характер деятельности. Ранее за ведомством было закреплено лишь управление и распоряжение вверенным ему имуществом.
Кроме того, Владимир Кожин, доставшийся Медведеву во главе управделами по наследству от Владимира Путина, может от имени Российской Федерации защищать «имущественные интересы государства», что распространяется и на собственность за пределами России. Его ведомство получило также право управлять находящимися в федеральной собственности земельными участками.
Численность штата управделами увеличилась в полтора раза: с 350 до 512 сотрудников (без учета охраны и обслуживающего персонала).
Депутат Госдумы Виктор Илюхин, беседовавший с «Газетой.Ru», назвал эту цифру «несколько удивительной». «Сейчас у управделами президента не тот объем работы и не те объекты, которые были при Бородине. Чем вызвано сейчас расширение полномочий управделами, не знаю – может быть, действительно пойдет обратный процесс, некая деприватизация», — считает Илюхин.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин не согласен с депутатом и отмечает, что ведомство не переставало играть роль «государства в государстве». «Просто сменивший в 2000 году Павла Бородина Владимир Кожин не отличался публичностью и открытостью, как его предшественник», — пояснил Макаркин «Газете.Ru».
Приняв на себя руководство управлением, Кожин занялся переориентацией ведомства на коммерческую деятельность.
В 2000 году Управление делами президента совместно с Министерством иностранных дел РФ занялось инвентаризацией российской собственности за рубежом. Параллельно Кожин инициировал процесс передачи своему ведомству заграничной собственности, находившейся в ведении МИДа.
К концу 2001 года, по оценке экспертов, Управление делами президента России владело 27% российской зарубежной собственности, намереваясь довести свою долю до 60%. В 2006 году Кожин заявил, что доходность от использования заграничной собственности, свободной от дипломатических целей, повышалась с каждым годом. По его словам, она составляла десятки миллионов долларов.
В апреле 2001 года на баланс Управления делами президента России перешел ряд памятников архитектуры, числившихся до этого за музеем-заповедником «Московский Кремль». Кожин занимался строительством конгресс-центра «Звездный путь» в Стрельне и реставрацией здания Сената в Санкт-Петербурге, а также подготовкой олимпийских объектов в Сочи. Особо подчеркивалась роль Кожина в подготовке Константиновского дворца к прошедшему в 2003 году в Санкт-Петербурге саммиту Россия – ЕС. В 2007 году Кожин возглавил оргкомитет по созданию Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина.
Макаркин отмечает, что неожиданное расширение штата и увеличение Медведевым полномочий для УДП говорит о том, что новый президент продолжает работу со старой командой. Кроме того, по словам политолога, как и все ведомства сейчас, управделами ориентировано и на Кремль, и на Белый дом, так что позиции Кожина довольно прочны.