Первой рухнула блокада авиационная. Еще во вторник грузинская авиакомпания «Айрзена» совершила первый с октября 2006 года полет из Тбилиси в Москву, а затем состоялся и обратный рейс. В будущем «Айрзена» намерена выполнять прямые рейсы между двумя столицами ежедневно.
В четверг из Москвы в Тбилиси и обратно начнут летать и самолеты российского «Аэрофлота». Пока рейсы шесть дней в неделю будут обслуживать Ту-154, однако к сентябрю 2008 года планируется перейти на европейский А-320.
В конце недели Россию и Грузию должны соединить также «Боинги» авиакомпании S7 Airlines. Помимо еженедельных трех полетов в Тбилиси, компания будет совершать два рейса в Кутаиси и один в Батуми. Билет «Аэрофлота» в один конец обойдется пассажирам в 165 евро, билет S7 — в 152 евро. Кроме того, в апреле возобновить авиарейсы в Россию планирует и грузинская компания «Национальные авиалинии».
Решение о возобновлении авиасообщения между двумя странами было принято в феврале этого года после переговоров в Москве. Официально об этом было объявлено 21 февраля после встречи президентов Грузии и России в преддверии неформального саммита СНГ. Грузинский МИД тогда выразил надежду, что возобновление прямого авиасообщения между Грузией и Россией станет первым шагом к снятию существующих между Тбилиси и Москвой экономических и прочих ограничений.
Надежды Тбилиси сбылись. В среду глава «Почты России» Андрей Казьмин сказал, что в течение двух--трех недель будет восстановлено почтовое сообщение между Россией и Грузией. По словам Казьмина, в настоящее время стороны завершают расчеты по почтовому сообщению. «Мы в кратчайшие сроки завершаем выверку расчетов с «Почтой Грузии», — цитирует Казьмина агентство «Новости Грузии». «Теперь есть чем доставить почту, технических проблем нет», — в свою очередь заявил первый вице-премьер Сергей Иванов.
В четверг должно возобновиться и морское сообщение между двумя странами. Вечером из Сочи в Батуми должен отплыть теплоход «Михаил Светлов».
«Теплоход «Михаил Светлов» стоит на отплытие в 18.00 по расписанию. Пассажирское судно рассчитано на 112 пассажиров. Стоимость билета до Батуми — 2200 рублей», — рассказал РИА «Новости» заместитель гендиректора «Сочинского морского торгового порта» Симон Мамаладзе.
Напомним, что 2 октября 2006 года российский Минтранс объявил о прекращении воздушного, железнодорожного, автомобильного и водного сообщения с Грузией. Это заявление было сделано спустя несколько дней после того, как в Грузии по обвинению в шпионаже были арестованы российские военнослужащие. Российский посол в Грузии еще в сентябре был отозван в Москву. Несмотря на то, что 2 октября военных передали российской стороне, на следующий день решение о блокаде Грузии вступило в силу. Тогда же правоохранительные органы Москвы начали интенсивные проверки фирм, принадлежащих выходцам из Грузии, особенно налегая на игровые заведения, а руководство Федеральной миграционной службы РФ заявило об ужесточении борьбы с нелегальной миграцией из Грузии. Госдума даже начала готовить законопроект, ограничивающий возможности грузинских граждан, работающих в России, по отправке денежных переводов на родину. Глава Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Карел де Гухт призвал Россию отказаться от блокады, однако в Москве его не послушали.
К концу года конфликт потерял остроту, в начале 2008 года было объявлено о возвращении в Тбилиси российского посла, а спустя несколько месяцев была прервана и блокада.
Однако говорить о потеплении в отношениях между Россией и Грузией еще рано. Тбилиси предпринимает все более активные попытки вступить в НАТО, что вызывает раздражение в Москве. В свою очередь, Госдума приняла постановление, в котором посоветовала Кремлю признать независимость Южной Осетии и Абхазии, которые Грузия считает своей неотъемлемой территорией. Многие политики в России угрожают признанием независимости этих республик, если Тбилиси станет членом НАТО.