Главными неудачниками выборов в Госдуму пятого созыва можно, без сомнения, признать правые партии. После подсчета 98% бюллетеней «Яблоко» получило 1,60% голосов избирателей, а СПС и того меньше – 0,96%. Таким образом, обе партии не просто не попали в Госдуму, но также потерпели серьезный финансовый урон. СПС и «Яблоку» не вернут избирательный залог в размере 60 млн руб., а также им придется оплатить бесплатное эфирное время телеканалам.
Неизбежность поражения правых партий стала очевидна уже в 21.00, когда были опубликованы данные экзит-поллов. В том, что они отдали свой голос СПС на выходе с избирательных участков, признались от 1,3 до 1,75% россиян, а «Яблоко» предпочли от 2,13% до 2,3% опрошенных. Ближе к утру СПС по количеству поданных бюллетеней обошла даже «Гражданская сила» Михаила Барщевского, которая, как считается, создавалась как ее спойлер. В результате СПС из 11 принявших участие в выборах партий опередил лишь Партию социальной справедливости и Демпартию.
Лидеры СПС признали свое поражение, но попытались сохранить оптимизм. Духовный лидер правых Анатолий Чубайс выразил уверенность, что «как бы то ни было, СПС не уходил, не ушел и никуда не уйдет с политической арены нашей страны». Лидер СПС Никита Белых с потерянным лицом ночью вышел к журналистам и объявил, что «те сотни тысяч, проголосовавших за СПС — это наша моральная победа», и пообещал «продолжать борьбу». В понедельник он не подходил к телефону.
Источники «Газеты.Ru» в руководстве партии рассказали, что нынешние выборы могут стать для Белых последними, как для лидера СПС. Уход Белых в случае провала на выборах якобы был предопределен.
Очевидно, что 1% голосов иначе как провалом назвать трудно. Однако сам Белых и Борис Немцов, которого СПС намерен выдвинуть в президенты России, от прогнозов отказались. По их словам, все решит съезд, который должен состояться 17 декабря.
В партии «Яблоко», хоть ей и удалось отстоять звание главной либеральной партии, набрав на полпроцента голосов больше, чем СПС, настроение упадническое. Хотя лидер партии Григорий Явлинский ночью заявил, что поставленную перед «Яблоком» задачу она выполнила, рядовые партийцы с ним едва ли согласятся. По сведениям «Газеты.Ru» большинство членов партии в растерянности: так, зампред Явлинского Сергей Иваненко отказался разговаривать об итогах выборов. В самой партии обсуждают ее дальнейшее существование в связи с тяжелым финансовым положением и уверены, что нужно серьезно реформироваться, возможно, сменить Явлинского.
Лидер молодежной фракции «Яблока» Илья Яшин заявил «Газете.Ru», что «вопрос о смене руководства партии и его ответственности за низкий результат наверняка будет обсуждаться уже на ближайшем съезде». «Выборы председателя партии, по уставу, должны пройти летом. Времени еще много, но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что выборы лидера «Яблока» будут альтернативными. В партии немало людей, морально готовых к смене лидера и готовых жестко ставить вопрос о необходимости обновления», — сказал Яшин. Он добавил, что в партии обсуждается кандидатура питерского яблочника Михаила Амосова, и не исключил, что может «при определенных условиях» и сам принять участие в выборах председателя партии.
Обе партии наверняка подадут в Верховный суд жалобу по всему накопленному объему нарушений в воскресенье. Адвокат СПС Вадим Прохоров заявил «Газете.Ru», что сначала нужно подвести итоги вопиющих нарушений. «Вот сегодня мне позвонили из Ингушетии, что там люди приходят на участок, а за них уже проголосовали. В Москве и Центральной России был недопуск на участки наблюдателей, автобусы с избирателями и т.д.», — рассказал Прохоров. По его мнению, лучше подавать коллективный иск вместе с КПРФ и «Яблоком». В «Яблоке» обработка данных о нарушениях также все еще не завершилась. По результатам этой работы руководство партии примет решение, будет ли «Яблоко» обращаться в Верховный суд.
Исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова считает, что перспектив у обращения СПС или «Яблока» в Верховный суд нет. «Судиться надо за несоблюдение процедуры выборов и судить каждого в отдельности главу избирательной комиссии, а идти в суд пиариться, говорить, что у нас украли голоса, не получится. У них и у нас таких доказательств нет», — заключила Шибанова.
Комментировать полученные партиями проценты она посчитала невозможным, так как «выборы не были волеизъявлением граждан»: «Нарушались все возможные процедуры. Эти выборы можно описать фразой с армянского радио: «Сколько времени? — А сколько надо?» Люди голосовали по нескольку раз, с открепительными вообще творился беспредел».
Опрошенные «Газетой.Ru» политологи считают, что провал «Яблока» и СПС закономерен. В «Яблоке», по мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, «ожидали такого сценария, и на многое не претендовали». «Партия, видимо, сохранится в нынешнем виде как непарламентская партия интеллигентов, которая неопасна для власти», — сказал Макаркин «Газете.Ru». По его мнению «Яблоко» — партия одного человека, Явлинского, который из партии не уйдет. «Они довольные уже тем, что обошли СПС в двух столицах, а недобор голосов до 3–4% спишут на фальсификацию», — считает эксперт. Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко был еще более безжалостен к «Яблоку», заявив, что у партии и не было задачи набирать выскоий процент. Мол, «Яблоко» и еще две партии, боровшиеся за либеральный электорат («Гражданская сила» и Демпартия), согласовывали свою позицию в Кремле.
СПС, по словам Макаркина, в отличие от «Яблока» — не клуб по интересам, и «объединяет прагматиков, которые пошли в партию не из-за идеологии, а рассчитывая посредством СПС попасть в парламент и продвинуться». «СПС пытался пройти в парламент, апеллируя к социально уязвимым слоям населения, и, как видно из региональных выборов в Перми или Красноярске, делал это удачно. Однако они зашли на электоральную поляну власти, и с ней возник конфликт. У них не осталось выбора кроме варианта столкновения, и в результате власть напугала избирателя-пенсионера, что и стало ключевым фактором поражения СПС», — считает Макаркин.
Минченко видит основную причину в том, что партия лишилась финансирования, а ноу-хау главы избирательного штаба партии Антона Бакова, принесшего им победу на региональных выборах в марте, на федеральных выборах не сработало.
«Задумка была простая: 3–4% — это стартовый электорат СПС, а еще 3% надо найти за счет сети агитаторов, которым выплачиваются деньги по итогам выборов на каждом участке», — рассказал «Газете.Ru» Минченко. Когда Чубайсу в Кремле объяснили, что финансировать СПС не нужно, а стратегия Бакова на федеральном уровне не сработала, СПС пошел на рискованный шаг. «Раз терять нечего и нет денег, то они решили собрать голоса людей, которые не доверяют «плану Путина». Расчет был правильный. Но СПС не удалось донести свои взгляды до населения: были препятствия в виде задержки милицией агитации, да и совершенно напрасно начали вытаскивать на дебаты такого не очень харизматичного человека, как Леонид Гозман», — сказал эксперт. В результате, по мнению Минченко , СПС не удалось собрать протестный электорат «Другой России», зато партия оттолкнула от себя традиционный либеральный и социально-популистский электорат.
Вечный вопрос об объединении правых на повестке дня едва ли стоит. По мнению Яшина, «чтобы этот процесс вышел на принципиально новый уровень, и внутри СПС, и внутри «Яблока» должны произойти серьезные изменения». Политолог Макаркин считает, что больше 1–2% объединенные демократы все равно едва ли получат. По мнению Минченко, проблема в другом: в России порядка 10–12% либерально настроенных граждан, но на этих выборах либеральный сектор был перегружен. «Если ДПР откровенно выступала в роли киллера СПС, то «Гражданская сила» — как такой интеллигентный спойлер. Есть такой электоральный закон, что если на один сегмент претендует несколько партий, то электорат уходит либо в болото, либо в протест, либо переориентируется», — заключил эксперт.