Американские ученые нашли воду в Луне

Образцы грунта, привезенные на Землю с Луны астронавтами почти 40 лет назад, могут стать доказательством того, что вода существовала на спутнике нашей планеты с момента его формирования. К такому выводу пришли американские ученые после повторного анализа образцов с использованием новейших технологий.

Как пишет журнал Nature, ученым удалось установить, что вода на Луне присутствовала еще три миллиарда лет назад. Группе американских геохимиков под руководством Альберто Сааля удалось найти значительное количество воды в крохотных стеклянных шариках размером от 0,1 до 0,7 мм, найденных в так называемых «зелёных» и «оранжевых» образцах грунта, привезённых на Землю астронавтами экспедиций Apollo 15 и Apollo 17.

Прежние методы не позволяли обнаружить воду в концентрации менее 50 молекул H2O на миллион частиц (ppm). Не обнаружив её следов на таком уровне, большинство учёных пришли к выводу, что воды на Луне нет вовсе – скорее всего, она, как и все остальные летучие вещества, испарилась при образовании естественного спутника Земли. Согласно наиболее распространённой теории, Луна возникла из вещества, выброшенного при столкновении Земли с объектом марсианских размеров в течение первой сотни миллионов лет после её конденсации. На это указывают, в частности, невероятно близкий к земному изотопный состав кислорода и некоторых других элементов на Луне.

Однако методика измерений за последние десятилетия значительно продвинулась вперёд, и учёным удалось улучшить чувствительность более чем десятикратно. В итоге молекулы воды в стеклянных шариках были найдены в концентрациях до 46 ppm. Учёные также промеряли, как эта концентрация меняется от центра шарика к его краям, что позволило не только исключить возможность позднего загрязнения шариков, но и установить изначальную концентрацию воды в них. По разным моделям она могла составить от 260 до нескольких тысяч ppm с наиболее вероятным значением около 750 ppm. Такая концентрация не меньше, чем в магме Земли.

Изученные стеклянные шарики образовались, скорее всего, в горячих вулканических фонтанах, добравшихся до лунной поверхности из недр не позднее, чем три миллиарда лет назад, а возможно – и раньше. Скорее всего, вода в лунной мантии присутствовала изначально, и это ставит перед учёными вопросы о её происхождении и дальнейшей судьбе. Возможно, она каким-то образом смогла сохраниться при значительном разогреве, который должен был сопровождать взрыв, а возможно – была привнесена при ударах астероидов и комет о Луну, пока та ещё не успела полностью сформироваться; эти вопросы пока остаются без ответов.

Непонятно также, могло ли сохраниться какое-то значительное количество воды на нашем спутнике до сегодняшнего дня. Практически вся поступающая на поверхность вода сразу испарится и позднее улетучится: для удержания атмосферы лунного веса недостаточно. Однако остаётся небольшая надежда, что поверхностная вода могла сохраниться в виде льда на дне кратеров вблизи полюсов Луны, в которые солнечные лучи никогда не проникают.

Польские таможенники заблокировали на границе автомобили для ВСУ