Ученые обнаружили нейронный механизм «злоупотребления доверием», а заодно и вновь подтвердили роль окситоцина в поддержании веры. Томас Баумгартнер и его коллеги, опубликовавшие свою работу в журнале Neuron, считают, что это поможет в борьбе с такими психо-социальными расстройствами, как фобии и аутизм.
В экспериментах на добровольцах ученые сравнивали эффект пустышки-плацебо с окситоцином в виде назального спрея, для которого ранее была показана способность повышать доверие к людям. Испытуемым предлагалось выбрать между двумя играми: «на доверие», или «на риск».
В первом случае – доверить деньги другому человеку, чтобы он вложил их в какой-то проект, при этом, отдавая себе отчет, что «инвестор» может, как вернуть их вместе с доходами, так и просто оставить себе. Во втором случае – отдать деньги «компьютеру», чтобы тот «абсолютно случайно решил», возвращать деньги или нет. В ходе испытаний всех участников подвергали сканированию с помощью функциональной МРТ, позволяющей сказать, какие участки мозга активируются.
В игре на доверие, но не на риск, окситоцин достоверно снижал активность в миндалевидном теле, отвечающем за чувство страха и опасности, и область в стриатуме (полосатом теле), участвующем в формировании поведения на основании «системы поощрения».
Баумгартнер считает, что это подтверждает роль окситоцина в регуляции чувства доверия. Его мнение подтверждается сравнением окситоцина с контрольной группой при «игре в веру» – получавшие окситоцин добровольцы продолжали доверять своим партнерам, даже если их предупреждали о 50% риске предприятия, чего нельзя сказать о получавших плацебо, предпочитавших при таких высоких «ставках» обратиться к компьютеру.