Учёные нашли в кале доказательства безопасности нанотрубок

Исследование внутренних органов и экскрементов мышей показало, что углеродные нанотрубки полностью выводятся из организма и не оказывают токсического влияния на внутренние органы, в которых они надолго задерживаются. Это позволяет надеяться, что их использование в качестве средств прицельной доставки и регулируемого высвобождения лекарств к клеткам обойдётся без побочных эффектов.

Углеродные нанотрубки – крохотные полые цилиндры толщиной в 1/50 000 человеческого волоса, свёрнутые из листов графена – считаются перспективной оболочкой для будущей наномедицины, которая позволит прицельно и строго дозировано вводить медикаменты в нужные клетки и даже клеточные органеллы. Тем не менее, до сих пор было не вполне понятно, что происходит с этими трубками после высвобождения ими лекарств. В частности, было замечено, что они имеют склонность аккумулироваться в селезёнке и печени, однако насколько долго они задерживаются в этих органах, оставалось непонятным.

По словам Хонцзе Дая из Станфордского университета, теперь опасения такого рода можно считать безосновательными. Статья учёных, первым автором которой является аспирант Дая в Станфорде Чжуан Лю, публикуется в последнем выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences.

После трёх месяцев тщательного наблюдения за мышами, которым давали нанотрубки, и внимательного изучения их экскрементов учёные могут смело утверждать, что большая их часть выводится из организма – в основном с калом, хотя некоторая часть проникает и в мочу.

«Это приятно знать, — говорит профессор Дай. – Теперь доказано, что они действительно покидают систему».

Кроме того, учёные не обнаружили следов ядовитого воздействия нанотрубок на организм мышей. «Внешне они все выглядят вполне здоровыми, набирают вес, — добавляет исследователь. – Ни одна из мышей не погибла и не продемонстрировала каких-либо аномалий в химическом составе крови или работе внутренних органов».

Кроме того, учёные на менее систематической основе изучили зависимость скорости циркуляции нанотрубок в пищеварительной и кровеносной системах в зависимости от органической оболочки углеродного «наноскелета». Пока оптимальную скорость показали оболочки из полиэтиленгликоля определённых конфигураций, говорит профессор.

Немецкое издание опубликовало проект мирного договора между Россией и Украиной