Поправки в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы (ДПС), вступившие в силу с сегодняшнего дня, сделают работу ГИБДД более открытой и снизят напряженность в отношениях инспекторов и водителей, сообщил в пятницу представитель Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
Изменения устраняют неясности, связанные со скрытым патрулированием, в том числе патрулированием в темное время суток. Кроме того, документ устанавливает действия, которые можно совершать в отношении следователей, прокуроров и судей, нарушивших ПДД. Также изменения уточняют разницу между досмотром и осмотром автомобиля.
«Изменения являются эффективной мерой в борьбе с коррупцией, а также свидетельствуют о повышении уровня открытости ГИБДД», - сказал милиционер.
Регламент в прежней редакции не полностью раскрывал многие вопросы, касающиеся поведения инспекторов на дороге. В частности, вопросы скрытого патрулирования были описаны в наставлении по дорожно-патрульной службе, у которого был гриф «Для служебного пользования».
В соответствии с новыми правилами, контроль за дорогой ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, но останавливать нарушителя он не может. Этот пункт, вызывавший основные вопросы у водителей, теперь перекочевал из служебного наставления в общедоступный регламент. При таком контроле наряд должен работать либо вместе с постом ДПС, либо с нарядами, которые работают на автомобилях со спецокраской, которым и разрешено останавливать нарушителей.
Кроме того, в регламенте четко прописано, что в темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение.
В то же время сотрудникам ГИБДД разрешено вести скрытое наблюдение, если контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений. Но это при тех обстоятельствах, когда видимость ограничена, в частности, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети. Кроме того, инспектор вправе открыть багажник, который может скрыть спецокраску и спецсигналы машины, но только в том случае, если прибор установлен у него в багажнике и работает в автоматическом режиме.
Также регламент урегулировал еще одну дорожную проблему, касающуюся следователей СКП, работников прокуратуры и судей, нарушивших ПДД. Теперь инспектор не имеет права оформить на них протокол или, например, направить на медосвидетельствование. Он должен передать информацию о нарушении дежурному и составить рапорт своему руководству. В случае если это лицо находятся в состоянии алкогольного опьянения, то задача автоинспектора - принять меры, чтобы этот водитель дальше не поехал за рулем. Каким образом это сделать, регламент не поясняет.
Поправки в регламент также объясняют, как инспектор должен проводить осмотр и досмотр автомобиля. Теперь определено, что сотрудник ДПС имеет право проводить осмотр транспортного средства только на основании ориентировок, а обыск или досмотр - только в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола.