Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Все, что нужно знать о поездах и дорогах

Что делать любителям паровозов и ценителям железных дорог

«Газета.Ru» выяснила, куда податься взрослому человеку, увлеченному паровозами, тепловозами и электровозами всех времен и размеров.

Идем в нескучный музей

Если вы хотите понять, как устроена железная дорога, увидеть вагоны легендарных паровозов, а также узнать, что изменилось на путях за последние 100 лет, пойдите первым делом в железнодорожный музей.

В мире существует множество музеев, посвященных железным дорогам и их отдельным объектам. Так, в Дарлингтонском железнодорожном музее (Великобритания) можно увидеть уникальный локомотив Джорджа Стефенсона Locomotion №1. Этот локомотив возглавлял первый поезд, который прошел в 1825 году по первой в мире общественной железной дороге Стонктон — Дарлингтон.

Не менее значимые британские музеи — Национальный музей железнодорожного транспорта и Лондонский транспортный музей — находятся в Йорке и Лондоне. Самым большим железнодорожным музеем в мире считается California State Railroad Museum в США (Калифорния). Знаменитый поезд «Восточный экспресс» можно увидеть в Музее французских железных дорог. Есть тематические музеи в Швеции, Японии, Испании, Эстонии и многих других странах.

В России железнодорожные музеи можно найти в самых разных городах. Один из самых необычных музеев Москвы — Музей истории железнодорожной техники МЖД на Рижском вокзале. Здесь под открытым небом на путях стоят раритеты — паровоз «Овечка» 1903 года, паровоз серии «СО», вагон-штаб Буденного, локомотивы «Победа», вагон-танк, вагон-кухня, теплушки, вагоны для перевозки высокопоставленных лиц.

В Центральном музее ж/д транспорта в Санкт-Петербурге представлена модель Транссибирского экспресса, которая получила золотую медаль в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. В окрестностях Переславля-Залесского можно обнаружить Музей узкоколейных железных дорог: на путях стоят вагоны разных эпох, на дрезине предлагают покататься.

Собираем модель железной дороги

Многие любители паровозов и других видов железнодорожного транспорта коллекционируют миниатюрные ж/д модели. Ценители объединяются в клубы и общества, изучают архивы, собирают информацию, фотографируют и даже выпускают свои журналы. Старейший журнал The Railway Magazine издается в Лондоне с 1897 года. В России известны альманах «Локотранс», журнал «Железнодорожное дело», самиздатовский журнал «Семафор».

В мире железных дорог есть макетчики, создающие домашние миниатюрные модели — целые железнодорожные миры. Они прокладывают пути, строят вокзалы и станции, создают леса и реки, мосты, ущелья, поселки, города, населяют пространство людьми и животными, электрифицируют систему, делают локомотивы, отправляют поезда в путь.

Согласно статистике, в Европе железнодорожным моделизмом увлекается каждый пятый мужчина. Хобби это стало популярным в Европе в конце XIX века, одновременно с расцветом железных дорог. Занятие недешевое, но очень популярное, в том числе в России.

Самые увлеченные строят железные дороги прямо на своих садовых участках. 80-летний британский пенсионер по имени Билл Барритт прославился тем, что в течение трех лет строил в своем саду большой макет железной дороги, потратив на свое дело £22 тыс. Теперь все его 12 внуков катаются в миниатюрных вагонах, а мистер Барритт управляет локомотивом.

Модельные железные дороги под открытым небом давно стали одним из самых популярных аттракционов в Европе и США. Они работают во многих парках, и туристы с удовольствием катаются в небольших поездах по небольшим путям. Такие дороги есть в Швейцарии, Австрии, США, Великобритании, Италии и многих других странах.

Самым известным любителем миниатюрных дорог был Уолт Дисней, построивший дорогу Carolwood Pacific Railroad вокруг своего дома в Калифорнии. Именно эта железная дорога стала прототипом аттракциона в развлекательном парке Диснея.

Самый большой в мире макет железной дороги можно увидеть в немецком Гамбурге. На площади около 8 тыс. кв. м курсируют 10 тыс. поездов. (В России, кстати, тоже есть свой огромный макет — Гранд Макет — модель страны в миниатюре).

Катаемся на ретропоездах по ретродорогам

Это могут быть поездки на поездах определенного типа и времени, экспедиции по самым глухим местам, путешествия на ретропоездах, а также поездки по историческим железным дорогам. Многие из этих путешествий устраиваются для членов специализированных клубов и федераций.

Исторические железные дороги распространены в Европе и США. Это бывшие общественные дороги, которые закрыты и используются для катания туристов на ретросоставах, — своеобразный музей под открытым небом.

Чаще всего на таких дорогах встречаются паровозы, старинные вагоны, механические семафоры, ручные стрелки и переезды. Длина исторических железных дорог не превышает 20 км, а работают на них обычно увлеченные волонтеры.

В России можно прокатиться и на старинном паровозе по какой-нибудь лесной труднодоступной узкоколейке, и на экскурсионном ретропоезде, например, по малому кольцу МЖД или по маршруту Москва — Ясная Поляна.

Если у вас есть время и возможности, можно отправиться в отдаленные регионы и проехать, к примеру, по знаменитой Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

Отправляем детей работать — на Детскую железную дорогу!

Детские железные дороги распространены в основном на территории стран СНГ. Но есть, например, в Германии или Венгрии.

В России одна из самых известных — детская железная дорога в Кратове (филиал РЖД), существующая с 1937 года. Здесь все делают сами дети: управляют поездами (под присмотром взрослых), работают помощниками машинистов, стрелочниками, дежурными на станциях, кондукторами.

Обучение на Кратовской ДЖД в течение четырех лет могут пройти школьники 11–15 лет. Протяженность путей детской железной дороги — 5 км. Работа тут, правда, сезонная. За лето дети проводят 650 поездов и провозят более 30 тыс. пассажиров.

Новости и материалы
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Маркировку о вреде для природы предлагают наносить на пластиковую посуду
Советники Трампа обсуждают санкции против стран, уходящих от доллара
Белоруссия будет помогать союзникам военной силой
Большинство россиян на отдыхе доверяют только своей аптечке
Ракетную опасность отменили в Белгороде и Белгородском районе
В МИД прокомментировали заявления Польши насчет размещения ядерного оружия США
Ученые нашли огромную концентрацию кокаина в водах крупнейшего порта Латинской Америки
В финском городе дважды за неделю сорвали украинский флаг у здания мэрии
В Белгороде и Белгородском районе объявлена ракетная опасность
Все новости