Сколопендрой по боли

В яде сколопендры нашли молекулу, блокирующую человеческую боль

Людям, страдающим от хронических болей, способна помочь молекула, полученная из яда многоножек. Спасительную частицу нашли в яде китайских сколопендр местные и австралийские ученые.

Хищные членистоногие, из яда которых исследователи выделяют вещества, используемые для противоядий и анальгетиков, смогут облегчить страдания многих людей. По данным статистики, сегодня от различных видов хронической боли страдает более миллиарда человек — 20% населения Земли. Облегчение хронических болевых синдромов (ХБС) ложится тяжелым бременем на экономики разных стран,

в одних только США на это тратится $600 млрд в год, что превышает расходы на лечение рака, сердечных заболеваний и диабет, вместе взятые.

В развивающихся странах, к которым в этом аспекте принадлежит и Россия, только у 1–2% ХБС вызван злокачественными заболеваниями, а у 30–40% он обусловлен скелетно-мышечной патологией и заболеваниями суставов, 30% отмечают боль в спине и шее.

Боль, как адаптивный ответ организма на опасные внешние условия, служит защитным целям, однако хроническая боль из защитного механизма превращается в подтачивающие силы и здоровье заболевание.

Ученым давно известно: в человеческом организме в распространении болевых сигналов главную роль играют так называемые натриевые ионные каналы (Nav1.7).

Эти каналы служат своеобразными химическими воротами, позволяющим ионам натрия проникать через стенки нервных клеток.

Исследуя новые болеутоляющие лекарства, ученые из австралийского Университета Квинсленда и Китайской академии наук решили поискать молекулы, способные блокировать эти ионные каналы. «Люди, у которых не функционируют ионные каналы Nav1.7, не могут чувствовать боль. Так что молекулы, блокирующие их, станут мощным болеутоляющим», — говорит Гленн Кинг, соавтор статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В поисках новых молекул ученые сосредоточились на многоножках — одних из самых древних на Земле членистоногих. Они появились 430 млн лет назад и были одними из первых существ, освоивших яд в стратегии выживания. Таким образом многоножки научились убивать других представителей фауны — насекомых, рыб, моллюсков, амфибий, рептилий и даже млекопитающих.

Сегодня науке известно около 3300 видов многоножек, яд лишь некоторых из них подвергался доскональному изучению.

Изучая яд китайской красноголовой сколопендры (Scolopendra subspinipes mutilans), ученые выделили богатый дисульфидами пептид Ssm6a, который эффективно блокирует человеческие ионные каналы. В своем исследовании медикам было важно показать, что

эти пептиды действуют избирательно и блокируют только каналы Nav1.7, так как ряд других связанных с ними каналов играют важную роль в контроле сердцебиения и работе мускулов.

По словам Кинга, за миллионы лет эволюции сколопендры научились производить молекулы, блокирующие аналогичные нервные каналы у насекомых во время охоты на них. В ходе экспериментов на мышах ученые доказали, что пептид Ssm6a куда намного эффективнее блокирует боль, чем морфий, и не имеет побочных эффектов.

«При дозах, в 10 раз превышающих те, которые снижали боль, Ssm6a не показал побочных эффектов. Доза 1 микромоль на килограмм не влияла на кровяное давление, частоту сердцебиения или моторику», — говорится в исследовании.

«На рынке существует много одобренных Управлением по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) препаратов, полученных на основе ядов, и есть много тех, что еще проходят клинические испытания. Наше исследование показало, что яды многоножек, которые до этого момента оставались почти не изучены, могут служить новым источником потенциальных препаратов для купирования хронической боли и других заболеваний», — уверен Кинг.