Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пользой по вреду

Отказ молодых людей от вредных привычек должен быть основан на пользе от этого шага, а не на вредных последствиях пагубного пристрастия

Чтобы убедить молодых людей отказаться от курения, им надо говорить про экономию денег и сохранение хорошей кожи, а не про риск здоровью в будущем. И в целом, чтобы эффективно убедить юное поколение избавиться от вредных привычек, следует делать упор на плюсы, к которым приведет этот отказ, а не на демонстрацию вреда от пагубного пристрастия.

Такой вывод сделан группой психологов из Университетского колледжа Лондона на основании исследования, проведенного ими по инициативе благотворительного фонда Wellcome Trust. Результаты их многомесячной работы опубликованы в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Провести исследование ученых заставила печальная статистика, согласно которой главной причиной смертности молодых людей в западном мире являются несчастные случаи, связанные с их рискованным поведением.

При этом кампании по разъяснению опасности лихачества на дорогах, незащищенного секса, курения, наркомании и т. д. успехом, как правило, не кончаются.

Предположив, что причина этих неудач лежит в психологических особенностях молодых людей, которые предпочитают не верить плохому и не обращать внимания на возможные дурные последствия их поведения, ученые набрали 59 добровольцев в возрасте от 9 до 26 лет и предложили им пройти двухстадийный тест.

Сначала им было предъявлено по сорок неприятных событий (автомобильная авария, ограбление и пр.) и предложено оценить вероятность того, что это событие может случиться с ними. Затем их знакомили с реальной статистикой подобных происшествий, указывали их настоящую вероятность, а потом снова предлагали пройти тот же тест и снова оценить риск неприятных событий с учетом полученной информации.

Если статистическая вероятность была меньше той, которую изначально объявляли испытуемые, это расценивалось как приятное событие, и они его запоминали соответствующим образом, меняя свой ответ. Неприятную информацию о том, что риск события на деле выше, чем они думали, они воспринимали намного реже.

Эта тенденция — не слушать угрожающие предупреждения, не воспринимать неприятную информацию — была тем сильнее, чем моложе был испытуемый.

Восприятие приятной информации оказалось одинаковым для всех возрастов.

«Наше исследование приводит к мысли о том, что молодых людей бессмысленно пугать опасными последствиями их поведения», — считает руководитель группы британских психологов Кристина Муциана. Ученые уверены, что вместо этого следует говорить о выгодах отказа от рискованного поведения, например не об ужасах болезней, к которым приводит курение, а о том, какую замечательную спортивную форму обретут юноши и девушки, отказавшись от сигареты, или на худой конец о том, сколько денег смогут сэкономить, если забудут дорогу к табачному магазину.

Яркое подтверждение этого тезиса было получено совсем недавно, и тоже британскими учеными.

В статье, опубликованной журналом Tobacco Control, ученые из Университета Стирлинга заявили, что молодые люди практически не обращают внимания на пугающие предупреждения о вреде табака и еще более пугающие картинки на эту тему, помещаемые на пачках британских сигарет. Анализ двух опросов, проведенных в рамках программы «Обзор потребления табака среди молодежи» (Youth Tobacco Policy Survey) в 2008 и 2011 годах, показал, что эти страшилки не оказали на них практически никого влияния. Правда, выводы, к которым тогда пришли ученые, оказались совсем другими: по их мнению, надо делать картинки крупнее и помещать их на передней, а не на оборотной стороне пачки, тогда они станут заметнее, и молодежь задумается о том, насколько вредна эта привычка.

Загрузка