Вакцина от любого гриппа

Ученые выяснили, что с возрастом в крови образуется больше универсальных антител, способных дать отпор любому вирусу гриппа

Ученые разобрались с тем, как в организме образуются антитела широкого спектра действия к изменчивому вирусу гриппа. Преимущество в этом имеют пожилые люди, уже перенесшие разные виды инфекций.

Наш организм хранит в своей иммунной памяти информацию о микроорганизмах и вирусах, с которыми ему приходилось бороться десятки лет назад. Клетки иммунной системы, В-лимфоциты, постоянно производят в больших количествах самые разнообразные антитела «на всякий случай».

Даже однажды встретившись с инфекцией, организм будет производить лимфоциты для выработки к ней антител всю оставшуюся жизнь.

Когда вирус решит вновь атаковать, методом простого перебора организм станет искать — а вдруг уже приходилось встречаться c ним ранее и в арсенале есть антитела, способные вывести из строя чужеродную вредоносную субстанцию.

Вирус гриппа очень изменчив, ему удается обманывать иммунную систему. Но все же среди многообразия антител есть так называемые нейтрализующие антитела широкого спектра действия, способные узнавать вирус гриппа под любой маской и обезвреживать его. Правда, вклад их в общую победу организма над инфекцией незначителен, потому что образуется их крайне мало.

И все же на нейтрализующие антитела широкого спектра действия ученые возлагают большие надежды, предполагая, что

именно на их основе могут быть созданы универсальные вакцины не только против гриппа, но и против ВИЧ.

Но до сих пор ученые не располагают надежными данными, чтобы понять, какие факторы могут подстегнуть организм к выработке таких антител.

Ученые из Школы медицины Икан Медицинского центра Маунт Синай (США) решили изучить, как перенесенные организмом инфекции разных видов вируса гриппа влияют на способность производить антитела широкого спектра действия. Чтобы получить ответ на этот вопрос, они проводили свой эксперимент в течение 20 лет — изучали антитела из клеток сыворотки крови 40 человек.

Участники эксперимента были отобраны для исследования неслучайно. Это пожилые люди 1917—1952 годов рождения, в том числе пережившие пандемии испанки 1918 года, многие — азиатский грипп 1957 года и другие последовавшие за ними вспышки грипповирусной инфекции вплоть до наших дней. С 1987 по 2008 год примерно раз в четыре года у этих людей брали кровь на анализ и изучали, как антитела, вырабатываемые лимфоцитами, реагируют на различные штаммы вируса гриппа серотипа А — сезонные и ставшие причиной пандемий.

В коллекции экспериментаторов содержались разные штаммы вирусов гриппа: японский штамм H2N2 1957 года; сингапурский 1957 года; гонконгский H3N2 1968 года; российский H1N1 1977 года; алабамский H3N2 1981 года; техасский H1N1 1991 года; шведский 2002 года и H2N3 «свиной» подтип из Миссури 2006 года. Они сравнивали иммунный ответ лимфоцитов из крови испытуемых на разные штаммы вирусов гриппа с постоянным ответом на стабильный вирус — цитомегаловирус человека.

Исследователи отметили, что организмы, которые в течение жизни сталкивались с разными типами вируса гриппа, вырабатывали большее количество нейтрализующих антител широкого спектра действия.

Эти антитела были способны справляться с разными штаммами пандемичных H2N2, H3N2, H1N1-штаммов и сезонных штаммов вируса гриппа. В результате иммунный ответ на изменчивый вирус гриппа повышался с возрастом, в то время как ответ на стабильный цитомегаловирус не изменялся.

Данные исследования, опубликованного 15 августа в журнале Science Translation Medicine, позволяют понять, как формируется иммунный ответ на столь изменчивый вирус, как вирус гриппа, и как предыдущие инфекции влияют на исход последующих. Возможно, разобравшись в механизмах образования в организме нейтрализующих антител широкого спектра действия, ученые смогут эффективнее использовать их для создания универсальной вакцины против гриппа. Такая вакцина будет наготове в случае атаки любого нового штамма вируса.