Плацебо полезнее вина

Антиоксидант, содержащийся в вине, негативно влияет на организм человека

Антиоксидант ресвератрол, содержащийся в красном и белом вине, какао и орехах, оказался вовсе не таким полезным, как это считалось ранее. Датские ученые доказали, что ресвератрол, в частности, вредит организму пожилых людей.

Ресвератрол — природный антиоксидант, выделяемый некоторыми растениями в качестве защиты от бактерий. В 1997 году было установлено, что он предотвращает развитие рака кожи у мышей под воздействием канцерогенов.

Позже было проведено немало опытов на крысах и мышах, которые окончательно подтвердили: ресвератрол полезен. Он обладает противоопухолевым, противовоспалительным и кардиопротекторным действием, понижает уровень сахара в крови.

В марте 2013 года в журнале Science была опубликована работа Дэвида Синклера и Бэзила Хаббарда (Медицинская школа Гарварда) .

Они объяснили, почему ресвератрол увеличивал продолжительность жизни подопытных мышей, пчел и мух на 30–50%.

Однако испытания, подтверждающие этот эффект относительно здоровья человека, проведены не были.

Группа ученых из Дании под руководством Ильвы Хельстен из Копенгагенского университета изучила группу из 27 мужчин в возрасте от 60 до 72 лет, некурящих, не страдающих серьезными заболеваниями и подвергающихся физической нагрузке не более чем в течение 2 часов в неделю. С результатами их работы можно ознакомиться в журнале The Journal of Physiology.

В течение восьми недель мужчины активно занимались физическими упражнениями под наблюдениями специалистов.

14 человек ежедневно получали 250 миллиграмм ресвератрола, 13 человек – таблетку-плацебо, «пустышку».

Испытуемые не знали о том, какое именно средство они принимают.

Ученые опирались на три предпосылки. Во-первых, процесс старения сопровождается окислительным (оксидативным) стрессом — процессом повреждения клетки в результате окисления. Это может стать причиной атеросклероза, гипертонии, болезни Альцгеймера и диабета. Во-вторых, в результате физической нагрузки в организме повышается уровень активных форм кислорода. И наконец, ресвератрол улучшает кардиоваскулярные параметры, понижая уровень активных форм кислорода и активируя белок SIRT1.

Исследователи ожидали, что эксперимент подтвердит эффект ресвератрола и для человеческого организма, снизив вероятность возникновения атеросклероза и усилив эффект от тренировок, оказываемый на кардиоваскулярную систему.

Однако результаты оказались неожиданными. В результате физических нагрузок у испытуемых должен был стабилизироваться уровень холестерина в крови, улучшаться кровяное давление и максимальное потребление кислорода.

В случае с мужчинами, ежедневно принимавшими таблетку-плацебо, все так и было.

Максимальное потребление кислорода увеличилось на 45%, давление понизилось в среднем на 5 миллиметров ртутного столба, повысился уровень простациклина — вещества, оказывающего сосудорасширяющее действие.

У испытуемых, которые принимали ресвератрол, эти показатели оказались значительно хуже.

Максимальное потребление кислорода сократилось; кроме того, ресвератрол вызвал сдвиг в вазоактивных (воздействующих на кровеносные сосуды) системах, спровоцировав сужение сосудов вместо их расширения.

В целом антиоксидант значительно уменьшил положительный эффект от физических нагрузкок.

Таким образом, группа исследователей Ильвы Хельстен показала, что ресвератрол, продлевая жизнь грызунов и насекомых, может негативно влиять на организм людей. Поэтому, возможно, к утверждению о том, что красное вино полезно для здоровья, следует отнестись скептически.