До рака добрались половым путем

Хламидии, возможно, способствуют развитию рака

Бактерии Chlamydia trachomatis — широко распространенные возбудители половых инфекций — возможно, способствуют развитию рака. Они повреждают ДНК и при этом не дают клетке исправлять повреждения.

Бактерии Chlamydia trachomatis — причина большинства заболеваний, передающихся половым путем. Ежегодно ими заражаются 90 миллионов человек. Широкое распространение хламидийной инфекции вызвано прежде всего тем, что она долго протекает бессимптомно. Но бактерия отнюдь не безобидна:

чаще всего хламидии поражают наружные и внутренние половые органы, но могут также повреждать слизистую оболочку дыхательных путей, сердце, внутреннюю стенку сосудов, суставы, зубы, органы зрения и слуха.

На днях список прегрешений C. trachomatis пополнился еще одним серьезным обвинением: исследователи из Института биологии инфекций Общества Макса Планка (Берлин) доказали, что хламидиозная инфекция способствует развитию злокачественных опухолей.

Эпидемиологи давно отмечали связь хламидиозной инфекции с развитием рака шейки матки и яичников. Немецкие ученые установили молекулярный механизм этой связи. В работе, опубликованной в журнале Cell Host & Microbe, они показали, как патоген стимулирует возникновение повреждений ДНК в клетках больного и препятствует исправлению этих повреждений.

Хламидия – внутриклеточный паразит. Большую часть жизненного цикла она проводит в клетке своего хозяина, вне которой не может размножаться. Для роста и развития хламидиям нужны белки, которые может им предоставить только клетка-хозяин, поэтому паразит влияет на синтез хозяйских белков, чтобы добиться нужного для себя результата.

Хламидию можно уподобить жильцу, который устраивается в чужом доме, переставляя там мебель по своему вкусу.

Естественно, такие перестановки не могут пройти бесследно. Собственно, немецких исследователей как раз интересовало влияние деятельности бактерии на состояние хозяина.

Ученые работали с культурами клеток эпителия фаллопиевых труб человека и человеческих фибробластов (клеток соединительной ткани), которые заражали хламидиями. Оказалось, что внутриклеточные паразиты действуют сразу в нескольких направлениях. Они в большом количестве выделяют активные формы кислорода, которые повреждают хозяйскую ДНК, в том числе вызывают ее разрывы. Кроме того, инфекция сложным образом (исследователи выяснили, каким) влияет на работу определенных генов. В результате этих изменений клетка не может восстановить полученные повреждения: белки, которые должны заниматься ремонтом, не попадают к месту производства работ.

Повреждения ДНК разной степени тяжести происходят постоянно, но обычно клетка их исправляет. Если же повреждения серьезны настолько, что устранить их не удается, клетка включает механизм апоптоза и чинно погибает.

Но хламидия не позволяет хозяину ни залатать разрывы ДНК, ни достойно умереть. Влияя на активность генов, бактерии стимулируют деление клеток, которые передают свою дефектную ДНК дочерним клеткам.

В результате в организме хозяина растет количество клеток, несущих серьезные мутации и не способных их исправлять, а это признак рака. Так внутриклеточный паразит создает условия для формирования злокачественной опухоли.

Этот процесс требует времени, но у хламидий его достаточно. Как мы уже говорили, инфекция часто протекает бессимптомно, поэтому больные люди могут годами не обращаться к врачу. Кроме того, появились уже хламидии, устойчивые к лекарствам, так что после лечения болезнь может перейти в хроническую форму.

Список инфекционных агентов, вызывающих злокачественные опухоли, постоянно растет. Известно, например, что вирус папилломы человека стимулирует развитие рака шейки матки, а бактерия Helicobacter pylori вызывает рак желудка. Теперь этот перечень пополнила C. trachomatis. Возможно, вакцинация против хламидий или эффективные лекарства против них могли бы противостоять развитию злокачественных опухолей, но прежде необходимо более детально описать путь от инфекции к раку. Авторы исследования отмечают, что их результат – лишь кусочек головоломки, которую предстоит собрать.