Голый землекоп живет на кислоте

Грызун подсказал ученым средство для предотвращения рака

Феномен долгоживущего и не болеющего раком грызуна — кладезь полезной информации для биологов и медиков. Последнее открытие: его клетки не образуют раковую опухоль, потому что при попытках это сделать увязают в веществе межклеточного пространства. Автор открытия Вера Горбунова (Университет Рочестера, США) рассказала о нем корреспонденту «Газеты.Ru».

Голый землекоп — небольшой грызун семейства землекоповых — в последние годы привлекает пристальное внимание ученых. У этого животного имеются удивительные свойства: он в отличие от большинства млекопитающих не способен поддерживать постоянную температуру тела, то есть холоднокровен. Он не чувствителен к химическим и термическим ожогам. Но для биологов и медиков интересней всего то, что голый землекоп живет до 30 лет и при этом никогда не заболевает раком.

Биологические особенности голого землекопа уже породили множество гипотез. Еще одна появилась в лаборатории Веры Горбуновой в Университете Рочестера, США. В последнем номере Nature вышла статья , в которой авторы описывают механизм, защищающий грызуна от рака.

По их гипотезе, защиту обеспечивает высокомолекулярная форма гиалуроновой кислоты, которой оказалось очень много в коже голого землекопа.

Ключевую роль высокомолекулярной гиалуроновой кислоты в защите клетки от раковой трансформации исследователи доказали экспериментально, получив генетически модифицированные клетки голого землекопа, которые ее не производили. Эти клетки были чувствительны к раковому перерождению и порождали злокачественную опухоль, будучи подсажены мышам.

— Вы уже давно изучаете феномен голого землекопа. Какие генетические и иные отличия, которые могут обеспечивать долгожительство и защиту от рака, вы у него обнаружили?

— Ген, отвечающий за синтез гиалуроновой кислоты, у голого землекопа имеет уникальные особенности строения (полиморфизм нуклеотидов, обеспечивающий полиморфизм аминокислот в белке), которые пока не найдены ни у какого иного млекопитающего. Возможно, ждут своего открытия и другие важные генетические особенности.

— Какова роль гиалуроновой кислоты в организме?

— Гиалуроновая кислота — это важный компонент внеклеточного матрикса. Он заполняет пространство между клетками, обеспечивает эластичность тканей, вязкость синовиальной жидкости в суставах и т. д. Но это не просто связующее вещество: гиалуроновая кислота также контролирует поведение клеток путем взаимодействия с рецепторами на поверхности клеточной мембраны.

— Почему высокомолекулярная гиалуроновая кислота имеет значение для защиты от рака голого землекопа? Каков механизм защиты?

— Она блокирует интенсивное размножение клеток и удерживает их на месте.

Таким образом, она может остановить развитие злокачественной опухоли на очень ранней, предраковой стадии, когда клетки еще только начали трансформацию.

— Может ли тот же механизм объяснить также большую продолжительность жизни голого землекопа?

— Чтобы прожить долго, нужно не заболеть раком, но одного этого недостаточно. По нашей гипотезе, высокомолекулярная гиалуроновая кислота способствует долголетию, защищая клетки от стресса. Проверка этого предположения составляет предмет будущих исследований.

— Имеет ли ваше открытие практическое значение для поиска потенциальных противораковых лекарств для человека?

— Мы надеемся, что наше открытие может быть применимо в медицине. Например,

возможно, что повышение содержания гиалуроновой кислоты у людей с высоким риском рака способно предотвратить его развитие.

Пути манипуляции содержанием гиалуроновой кислоты в организме человека могут быть различными, от простых инъекций до влияния на работу разлагающих ее ферментов при помощи простых молекул.