Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Четвертый вид: что предвещает «Оверлорд»

Стоит ли посмотреть «Оверлорд»: рецензия «Газеты.Ru»

В российский прокат выходит военный зомби-экшн «Оверлорд», снятый многообещающим австралийцем Джулиусом Эйвери и спродюсированный Джей Джеем Абрамсом. «Газета.Ru» рассказывает, почему «Оверлорда» нельзя назвать фильмом — и почему его все-таки стоит посмотреть.

Десять лет назад что-то подобное «Оверлорду» вообще не могло выйти в широкий прокат, потому что ни одна из крупных студий не взялась бы за вопиющий би-муви, да еще и снятый с серьезной интонацией. Зомби-нацисты появлялись в 2009 году в бесподобной норвежской самопародии «Операция «Мертвый снег», снятой за $800 тыс. Но ключевой составляющей успеха той картины было именно полное осознание авторов пародийности всей истории, на чем они и сделали упор. Сегодня же кино о зомби-нацистах выходит в широкий прокат, — и в нем нет ни грамма самоиронии.

Это плохое кино. Здесь слабая драматургия, слишком много условностей и (да-да, все знают, что зомби не существует, но это не оправдание) совершенно неправдоподобная Франция за день до высадки союзных войск в Нормандии. Чтобы принять какую-то фантастическую идею в произведении, созданная вокруг условного допущения вселенная должна быть живой и правдивой в глазах зрителя. В «Оверлорде» этого нет и подавно. Стандартный лес, стандартная деревушка на севере Франции, стандартный замок, стандартный отряд оказавшихся в тылу врага бойцов и стандартные жестокие эксперименты нацистов над людьми, которые уже не раз появлялись в истории кинематографа в совершенно разных жанрах — от мелодрам до классического трэша.

При этом «Оверлорда» интересно смотреть. Причины такого парадокса кроются в изменении восприятия продукта, который демонстрируется на экранах кинотеатров.

Это видеоигра, которая даже не старается быть художественным фильмом — причем сделано это вполне осознанно. И если посмотреть на него с точки зрения игры, то все элементы, которые в рамках кинематографа выглядят стандартными и полумертвыми, превращаются в определенные триггеры, которые двигают сюжет и управляют NPC (неигровыми персонажами). Абсолютно все происходящее в «Оверлорде» присуще видеоигре категории трипл-эй — модный сеттинг, интересные враги, хороший финальный босс и невероятно красивая графика.

В итоге получается шутер от третьего лица с элементами стелса и сурвайвал-хоррора. В начале фильма герой вынужден пробираться по лесам и следить, чтобы его не заметили враги. Так же аккуратно он проникает в замок нацистов и сталкивается с зомби, а в финале «Оверлорд» дает ему пострелять от души. Все действие на экране смотрится динамично, красиво — и местами даже впечатляюще. По ходу дела на память приходит целый ряд известных игровых франшиз: «Battlefield», «Wolfenstein», «Call of Duty», «Gears of War».

Что со всем этим делать, совершенно непонятно. «Оверлорда» невозможно адекватно оценить: это плохое кино, но отличная видеоигра.

Конечно, можно подойти к вопросу педантично и заявить, что, раз это показывают в кинотеатре, то надо оценивать именно как кино. Вероятно, это было бы актуально еще десять лет назад, — но не сейчас, когда на большом экране уже в течение целой декады выходит длиннющий «марвеловский» сериал, кроссоверы типа «Чужого против хищника» и «Фредди против Джейсона», откровенные по своей сути би-муви, но снятые за большие деньги, и многие другие проявления фанатства.

Идея сюжета «Оверлорда» принадлежит Джей Джею Абрамсу, и это симптоматично. Именно последний является лицом с обложки того глобального сдвига, который сегодня продолжается в оценке идеи кинематографа. Он — лидер воплотившейся в реальность тенденции прихода фанатов в кинобизнес. Раньше, будучи школьниками, мы представляли себе схватку Терминатора с Робокопом, прекрасно понимая, что этого никогда не будет. Сегодня нельзя исключать ничего — даже подобного монструозного гибрида.

Влюбленные в «Терминатора» подростки выросли и принесли свою любовь в индустрию, которая приняла их распростертыми объятиями: их ровесники пойдут в кино, чтобы увидеть там все то, о чем они так долго мечтали. В случае с «Оверлордом» настала очередь поколения геймеров, которое получило технически блестяще выполненный сплав шутеров от ID Software и Activision. Они, вероятно, будут в восторге.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости