Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Под иконами в черной копоти

В прокат выходит «мама!» — самый скандальный фильм Венецианского кинофестиваля

В российский прокат выходит самый скандальный фильм Венецианского кинофестиваля «мама!» Даррена Аронофски — лихорадочное и эффектное высказывание по вопросам вселенной, жизни и всего такого с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом. Разночтения начались уже с написания названия – режиссер настаивает, что его картина именуется «мама!», именно со строчной, маленькой буквы.

У Него (Хавьер Бардем) творческий кризис — никак не пишется новая книга. Не помогают ни пасторальные пейзажи за окном, ни жена (Дженнифер Лоуренс). Эта святая женщина почти все время ходит полуодетой, ремонтирует в таком виде дом (который достался ей полуразрушенным в нагрузку к супругу), вкусно готовит и очень хочет вдохновить мужа или хотя бы забеременеть.

Его все это, разумеется, очень раздражает — и так не пишется, так еще и сосредоточиться не дают. Разрешается ситуация при участии случайно забредшего в дом тоже безымянного странника (Эд Харрис), который напоит хозяина и приведет за собой жену, двух сыновей и толпу зевак, а также избавит-таки нового друга от творческого и матримониального кризиса. Счастья это, впрочем, никому не принесет, о чем можно догадаться, учитывая, что

на полу и стенах дома то и дело проступают кровавые пятна интересной формы.

Новый фильм Даррена Аронофски (который настаивает на написании названия с маленькой буквы) выходит в прокат сразу после Венецианского фестиваля. Это безупречный маркетинговый ход — воздух еще не остыл от горячечных выступлений противников, сторонников и искренних интерпретаторов, пытающихся разобраться в том, что, собственно, хотел сказать автор.

Дело это, разумеется, неблагодарное и даже вредное — режиссер очень просил критиков обойтись в своих письменных высказываниях без спойлеров. Просьба совсем не праздная, поскольку значительная часть эффектности «мамы!» заключается именно в том, чтобы более или менее ничего не знать, что там происходит и к чему клонит Аронофски. Сами мотивы, впрочем, вполне прозрачны. В двухчасовой хронометраж Даррен умудрился впихнуть высказывание по всем актуальным вопросам — от происхождения мира и конца света до положения женщины в современном мире и собственных взаимоотношений с искусством.

Аронофски рассказывает, что написал сценарий фильма всего за пять дней.

И эта интонация — едва ли не самое ценное и заразительное, что есть в фильме. Вообще, довольно нелепо выглядят критические отзывы, авторы которых пытаются всерьез полемизировать (или соглашаться) с постановщиком по вопросам космогонии и богоборчества. Для того, чтобы стало смешно, надо вспомнить, что в предыдущем фильме автора — библейском эпике «Ной» — ангелы Господни выглядели примерно как древесные великаны-энты из «Властелина колец» Питера Джексона.

Аронофски вообще не мыслитель (каким, видимо, сам себя считает), а прежде всего — визионер. Причем в этом качестве в современном пуританском Голливуде у него действительно немного равных.

Чтобы понять, какой эффект производит его новый фильм, нужно представить (хоть это и непросто) странный гибрид двух его картин — «Черного лебедя» и «Фонтана». Помимо вопросов бытия, режиссер все так же болезненно привязан к физиологии, он напряженно всматривается в лицо и тело Дженнифер Лоуренс, в кадре время от времени течет что-нибудь густое и темное, ближе к концу кого-то съедят.

Все это временами выглядит довольно неприятно, но в то же время Аронофски подкупает тем, что не стремится никого ни на что спровоцировать (в отличие от Ларса фон Триера, с которым его в эти дни часто сравнивали). В принципе, нужна ли вам в жизни «мама!» можно решить, взглянув на китчевый постер с Лоуренс, вынувшей из груди собственное сердце. Если ответ положительный, то вас ждет одно из самых необычных кинопереживаний года.

То, что здесь творится во второй половине, вроде бы более-менее соответствует Книге Апокалипсиса (или, как вариант, тексту песни Владимира Высоцкого «Старый дом»), но на деле никакому пересказу не поддается. Нечто подобное режиссер уже проделывал в кульминации «Черного лебедя» — хоть и не в таком масштабе. Однако, как и там,

главным объектом надругательства здесь становятся не пресловутые чувства верующих, а иллюзорные и лживые представления о хорошем вкусе и границах искусства.

И, пожалуй, главный вывод, который можно сделать из этого не очень умного, но чертовски эффектного фильма — никаких пределов в этой области не существует. Или, как говорил другой любитель встряхнуть род человеческий, рукописи не горят.

Новости и материалы
Игрок клуба РПЛ заявил, что ему без разницы, кто станет чемпионом
Арестованный замминистра обороны Иванов жил на Рублевке в особняке
Лукашенко освободил Косинца от должности своего помощника
Ученые выяснили, что потепление Арктики смягчает пылевые бури в Азии
Стало известно, как дрожащие руки влияют на риск деменции
В США сравнили помощь Украине и российскую военную мощь
Найден способ лечения рака без тяжелых побочных эффектов
Каждый второй россиянин стал подписчиком онлайн-кинотеатров
Экс-игрок «Зенита» сомневается в очередном чемпионстве команды
Российские космонавты развернули радиолокатор в открытом космосе
Курганец предпочел отправиться в колонию вместо обязательных работ на воле
Шойгу прибыл с рабочим визитом в Астану
Найдены пищевые добавки, связанные с риском диабета
Игрок клуба РПЛ рассказал о накопившейся злости на «Зенит»
Путин и члены РСПП остались довольны встречей
Песков рассказал будет ли РФ расширять буферную зону безопасности
Минкульт определил, каких фильмов не хватает россиянам
Ольга Орлова нашла кормящую кошку для подброшенных котят
Все новости