Умер «пятый битл»

Скончался продюсер The Beatles Джордж Мартин

Отдел культуры 09.03.2016, 12:24
The Beatles и Джордж Мартин в студии Wikimedia Commons
The Beatles и Джордж Мартин в студии

На 91-м году жизни скончался продюсер The Beatles Джордж Мартин.

Новость о смерти Джорджа Мартина 9 марта опубликовал таблоид Daily Mail, позднее известие подтвердил экс-барабанщик ливерпульского квартета Ринго Старр. Подробностей об обстоятельствах и причинах смерти Мартина пока не поступало.

Джордж Мартин родился 3 января 1926 года в Лондоне. К 16 годам он самостоятельно выучился играть на фортепиано и даже собрал в своей школе самодеятельную группу. Отслужив как надо в морской авиации, Джордж добавил себе профессиональных умений, окончив по классу фортепиано и гобоя музыкальный колледж. Музыкальная карьера, о которой мечтал Мартин, постепенно перевела его, что называется, по другую сторону баррикад — сначала в кресло диджея BBC, а позднее на место менеджера по подбору артистов крупного рекорд-лейбла EMI. В 1954-м молодому человеку добавили одно из подразделений компании — фирму грамзаписи Parlophone, дела у которой шли, прямо скажем, так себе.

Спустя восемь лет Мартин одним махом изменил эту ситуацию, подписав на Parlophone группу из четырех ливерпульских музыкантов под названием The Beatles.

Продюсер, после распада ливерпульской четверки написавший две книги мемуаров, был склонен скромно недооценивать свое участие в успехе группы, посмеиваясь над выданным фанатами статусом «пятого битла». Тем не менее переоценить его вклад крайне сложно. Мартин был постоянным аранжировщиком группы, человеком, придумавшим, например, сыграть «Eleanor Rigby» на струнных и доводивший до ума «Yesterday». Кроме того, не выходя на сцену во время концертов группы, Мартин часто выступал в качестве клавишника — именно ему принадлежит соло на клавесине в «In My Life». Среди других заслуг Джорджа — прием в группу Ринго Старра (который заменил первого барабанщика Пита Беста) и сочинение музыки на второй стороне пластинки «Yellow Submarine».

Lucy Nicholson/Reuters

Иными словами, Мартин был одним из первых эталонов музыкального продюсера, который думает не о деньгах, а выступает полноценным соучастником группы, помогает музыкантам сделать песни лучше. Подробно об этом Мартин написал в своих книгах, приоткрыв завесу над тем, в чем все-таки различия между методами Леннона и Маккартни, объяснив разницу темпераментов двух лидеров и прежде всего подробно рассказав о творческом процессе в группе.

Разумеется, лишь The Beatles заслуги продюсера не ограничиваются. Еще до встречи с квартетом он продюсировал среди прочего записи Ширли Бэсси и стал автором песен из трех фильмов о Джеймсе Бонде («Из России с любовью», «Голдфингер» и «Живи и дай умереть»). Кроме того, после расставания Леннона и Маккартни Джордж Мартин работал с Томом Джонсом, Джеффом Беком, Dire Straits и другими музыкантами. В конце 1970-х Мартин даже построил собственную студию на карибском острове Монтсеррат, которая, правда, всего через десяток лет, в 1989-м, была уничтожена ураганом.

Впрочем, несмотря на прочую занятость, главным делом жизни во все времена Мартин считал The Beatles.

Он давал интервью о временах работы с группой, готовил фильмы к юбилею альбомов, выпустил концертник «The Beatles at the Hollywood Bowl» и, конечно, помогал с сольными записями Полу Маккартни и Ринго Старру. В 1998 году Джордж выпустил один из самых трогательных трибьютов The Beatles «In My Life», в котором песни четверки исполняют звезды в диапазоне от Ванессы Мэй до Джима Керри и Шона Коннери. Одной из последних работ стал новый альбом The Beatles, подготовленный Джорджем и его сыном Джайлсом в качестве саундтрека к шоу Cirque du Soleil. На пластинке, получившей название «Love», заново смикшированы классические номера группы, но сделано это с применением всех студийных записей, включая старинные демо и миксы песен, не вошедшие в официальные альбомы. По словам Пола Маккартни, Мартину в очередной раз удалось невозможное — собрать The Beatles вместе, в очередной раз напомнив о своей почти незаметной на первый взгляд, но важнейшей роли в истории музыки XX века.