Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Гран-при для бани и забав

Завершился крупнейший международный музейный фестиваль России

Татьяна Сохарева 16.06.2015, 16:38
вятское-село.рф

Музей духовных ценностей, народные промыслы и музейный квартал в Санкт-Петербурге: международный фестиваль «Интермузей» объявил победителей.

В 2015 году «Интермузей», проходивший в «Манеже» с 11 по 15 июня, состоялся в 17-й раз. Если в прошлом году одной из главных тем фестиваля стали музейные коллекции и цифровые технологии, то в этот раз организаторы сосредоточились на работе музеев со средой и местным сообществом. Всего в конкурсе участвовали 232 музея. Победители в каждой номинации получили по 400 тыс. руб. Музей, взявший Гран-при, — 750 тыс. «Газета.Ru» рассказывает о победивших проектах подробнее.

Гран-при фестиваля «Интермузей-2015»

Главный приз фестиваля получил историко-культурный центр «Вятское» — город-музей в Ярославской области, транслирующий декоративную русскость.

Несколько лет назад Вятское представляло собой типичную русскую деревню, какой ее традиционно рисуют в литературных страшилках начиная с Салтыкова-Щедрина: гниющие на глазах постройки XIX века без окон и дверей, пятничные дискотеки в загаженном местом ДК, угрюмое, недружелюбное, пьющее местное население. Но однажды село обнаружил ярославский предприниматель Олег Жаров, который приобрел здесь дом купца Галочкина и взялся облагораживать местность: восстановил памятник императору Александру II, два здания школы из красного кирпича, две церкви, часовню и крещенскую купель.

Сегодня Вятское — это сбывшаяся утопия. Огрызок земли с населением в тысячу человек получил десяток отреставрированных музеев, гостиницы и рестораны, концертный зал, фестивали, мощенные булыжником дорожки и собственную страничку в инстаграме. Отовсюду торчат скульптурные головы львов, барельефы, фасады всех цветов радуги. В качестве туристической приманки работают музей банной культуры и русских забав, музей духовных смыслов и образовательные проекты, к которым не подкопается милоновско-мизулинская братия: уроки патриотизма и краеведения, военно-патриотические игры.

В 2012 году Жаров вместе с директором историко-культурного центра «Вятское» Еленой Анкудиновой и художником Николаем Мухиным уже получил Государственную премию «За вклад в возрождение и развитие традиционных культурных и исторических ценностей» как автор проекта реконструкции села. От «Интермузея» центр получит 750 тыс. руб.

«Лучший музейный архитектурный проект или проект по приспособлению здания»

Новое здание «Куликова поля» из белого камня и дерева, расположившееся близ деревни Моховое, выполнено, как пишут на сайте музея-заповедника, «в стиле русского постмодернизма». На деле это довольно минималистичный и аккуратно вписанный в ландшафт проект.

Снаружи строение напоминает не то восстающую из земли типовую советскую школу, состоящую из двух корпусов и связывающего их длинного перехода, не то двухъярусный инопланетный корабль. Первый этаж музея целиком уходит под землю, на крышу наползает рельеф — она будет устлана травой и дерном так, чтобы сверху здание походило на гигантский курган. Наверху раскинется смотровая площадка, открывающая вид на поле сражения. Внутри здания — буйство штампованной древнерусской архитектуры: стрельчатые узкие окна-бойницы и белокаменные стены, мемориальные памятники и летописные миниатюры.

Музей разросся до 2 тыс. кв. м, 300 из которых будут отданы временным выставкам, обзавелся кафе, сувенирной лавкой, кабинетом историка, открытым всем желающим исследователям, и игровой комнатой для детей. Неподалеку уже возводятся шесть гостевых домов. Для сравнения, сейчас музейная экспозиция ютится в помещении, в семь раз меньше нового пространства. Теперь рассказ о сражении 1380 года будет начинаться со «Сказания о Мамаевом побоище» и плавно перетекать к современным научным теориям. Работать над проектом начали в 2011 году. Его разрабатывал президент Союза архитекторов Сергей Гнедовский.

Всего на главный приз в этой номинации претендовали 25 проектов, из которых в финал помимо «Куликова поля» вышли музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», здание арсенала Нижегородского Кремля, архитектурный проект музея художественного стекла в Санкт-Петербурге и Еврейский музей и центр толерантности в здании бывшего Бахметьевского гаража.

«Лучший образовательный проект»

Интерактивная выставка для детей «Сокровище мое!» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, автором которой выступила заведующая отделом музейной педагогики Маргарита Обшивалкина, стал лучшим образовательным проектом.

По сюжету работники музея случайно заглядывают на экскурсию, которую ведет Обшивалкина, и отдают ей старинную шкатулку с «сокровищами»: елочными игрушками, вышивками, ракушками. Каждый предмет должен перекликаться с одним из произведений, которое хранится музее, но его историю еще нужно досочинить. Во второй части игровой экскурсии слушатели попадают в импровизированную квартиру с развешенными на стенах письмами про «мое сокровище», которые сочинили постоянные посетители музея. Эти вещицы тоже спрятаны где-то в комнате.

С «Сокровищем моим!» в этой номинации соперничали Пушкинский музей и его программа «Я покажу тебе музей. День самоуправления в музее», Политехнический музей («Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии»), Новгородский государственный объединенный музей-заповедник (Музейно-образовательный проект «Аз, буки, веди мальчика Онфима») и Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского («Вперед, на Марс»).

«Лучший проект, направленный на сохранение нематериальной культуры»

В «Провинциальном эксперименте» Егорьевского историко-художественного музея главная роль отведена местным жителям, силами которых здесь возрождают традиции гуслицкой росписи. Гуслицы — местность в Подмосковье, которая во второй половине XVII века была заселена старообрядцами: они переписывали певческие богослужебные книги, украшая их золоченым растительным орнаментом. Расписанные старообрядцами певческие книги сегодня хранятся в Егорьевском историко-художественном музее. В рамках «Эксперимента» специалисты музея взялись обучать основам гуслицкой росписи всех желающих.

Проект уже стал победителем всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» в номинации «Традиции и развитие». На «Интермузее» за приз в этой номинации с ним боролись Государственный музей-заповедник «Ростовский Rремль» («Колокольное искусство Ростовской земли — часть русской нематериальной культуры»), Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусств («Балетный класс» в экспозиции «Императорский балет. Эпоха М. Петипа»), Красноярский краевой краеведческий музей А.К. Лыковой и Новгородский музей-заповедник (Праздник «Капустки в Витославлицах»: живые традиции в живом музее).

«Лучший проект в туристической сфере»

Проект «Музейный квартал в Санкт-Петербурге» родился, когда несколько музеев объединились и создали вокруг себя экскурсионное пространство — «Почтовый городок». Сегодня он включает в себя Исаакиевский собор, Центральный музей связи имени А.С. Попова, Государственный музей истории религии и Музей В.В. Набокова, а также весь исторический квартал, расположившийся между набережной реки Мойки, набережной Крюкова канала, Конногвардейским бульваром и Исаакиевской площадью. Проект уже оброс собственным студенческим туристским центром, созданным на базе кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ и внушительной картой маршрутов. В будущем, возможно, квартал получит особый статус охранный зоны.

Финалистами в этой номинации также стали историко-культурный комплекс «Вятское», музей-заповедник «Кижи», музей Мирового океана и музей-заповедник «Бородино — мемориал двух Отечественных войн».