Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Удар по Левиафану

«Солнечный удар» получил «Золотого орла» как лучший фильм 2014 года

«Солнечный удар» Никиты Михалкова в неравной борьбе с «Левиафаном» Андрея Звягинцева признан лучшим фильмом 2014 года экспертным советом кинопремии «Золотой орел».

Финал 13-го сезона кинопремии «Золотой орел» можно было бы назвать неожиданным. «Левиафан» Андрея Звягинцева, не только самый титулованный, но и самый обсуждаемый и осуждаемый российский фильм прошлого года, претендовал на победу в десяти номинациях, но в итоге получил лишь четыре статуэтки, и главной среди них не оказалось.

Члены одной из двух отечественных киноакадемий вручили Звягинцеву приз за режиссуру, Елена Лядова была признана лучшей актрисой, Роман Мадянов — лучшим актером второго плана, а Анна Масс — лучшим монтажером. И все.

Главный же приз — за лучший фильм — достался «Солнечному удару» Никиты Михалкова, пафосной экранизации рассказов Ивана Бунина и самой высокобюджетной картине из списка номинантов.

Российские премии часто хвалятся не интригой, а ее отсутствием: обычно выделяется один фаворит, который и забирает весь призовой урожай. На сей раз «Золотой орел» как будто решил выбраться из этой колеи и устроил нешуточную битву.

Из пяти картин, выдвинутых в категории «лучший фильм», на победу по большому счету могли рассчитывать три: «Левиафан», «Солнечный удар» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского.

Представленный в этой же категории «Weekend (уик-энд)» Станислава Говорухина до их уровня все же не дотягивал, а номинация «Звезды» Анны Меликян выглядела реверансом со стороны умудренных академиков «новой женской волне», которую премия в этом году вообще обошла стороной.

При этом «Белые ночи» и «Солнечный удар» уступали «Левиафану» и по количеству наград различных международных форумов (чего стоит только второй за последние полвека «Золотой глобус», полученный советско-российским кинематографом, или первая за последние восемь лет номинация на «Оскар»), и по накалу страстей, достигших максимума прямо накануне вручения «Орлов». Отметился даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который перед началом церемонии заявил, что поручил своим помощникам скачать и пересказать ему содержание фильма Звягинцева.

Итоговое распределение наград выглядело желанием наградить всех — «пусть никто не уйдет обиженным», — которое так и осталось лишь желанием, особенно с учетом резонанса от «Левиафана».

«Солнечный удар» в итоге одержал чистую победу: в активе фильма Михалкова пять наград.

Но остальные номинации, в которых он победил (кроме «лучшего фильма»), можно назвать техническими: лучшая операторская работа (Владислав Опельянц выиграл очный спор у Михаила Кричмана), лучшая работа художника по костюмам (Сергей Стручев), художника-постановщика (Валентин Гидулянов), а также лучшая музыка (Эдуард Артемьев, который соревновался сам с собой).

При этом Звягинцев удостоился «утешительного» приза за режиссуру и оказался в двусмысленном положении — получилось, что лучший постановщик снял не самую удачную картину. Его соперниками в этой номинации были как раз Михалков с «Солнечным ударом» и Кончаловский с «Белыми ночами». Последнему (и его соавтору Елене Киселевой) достался приз за лучший сценарий, над которым, как рассказывал режиссер, работала целая группа «ошпаренных» авторов.

Зато многих удовлетворит решение жюри в актерских номинациях. Лучшими исполнителями главных ролей были признаны Александр Збруев, великолепно сыгравший в «Кино про Алексеева» Михаила Сегала центрального персонажа картины, и Елена Лядова, приковывающая к себе внимание в «Левиафане».

Исполнивший в этом фильме роль жуткого градоначальника Роман Мадянов взял заслуженный приз за роль второго плана. В параллельной женской категории наградой отметили Северию Янушаускайте — блестящую литовскую актрису, ради своей роли в «Звезде» выучившую русский язык.

Станислав Говорухин получил почетный приз за вклад в кинематограф, а его фильм был отмечен за работу звукорежиссера (Олег Урусов).

В телевизионных категориях такой интриги не оказалось, награда сразу нашла героя. Лучшим «длинным» (более 10 серий) телекино была признана «Оттепель» Валерия Тодоровского. Хит прошлогоднего телесезона, фильм о советских кинематографистах начала 1960-х, вышел в эфир очень неудачно (с точки зрения «Золотого орла») и в цикл прошлой премии не попал, а потому его чествование отложилось на год.

Успех «Оттепели» в ноябре 2013-го был оглушительным: ее обсуждали буквально везде, а рейтинги телепоказа хоть и не зашкаливали, но выглядели весьма достойно. Шансов у соперников фильма Тодоровского — многослойного «Куприна» и добротной, но несколько пресноватой «Станицы» — практически и не было.

Еще две награды достались «Оттепели» за актерские работы.

Лучшей телеактрисой стала Виктория Исакова, которая конкурировала с Анной Чиповской, своей соперницей по фильму, а также с Марией Мироновой из исторического детектива «Крик совы». Евгений Цыганов также обыграл своего экранного партнера (Александра Яценко), а заодно и Сергея Пускепалиса из все того же «Крика совы».

Правда, сам мини-сериал в своей категории проиграл. Среди коротких (до 10 серий) сериалов не оказалось равных «Бесам» Владимира Хотиненко — экранизации одноименного романа Достоевского, премьера которого в мае прошлого года совпала с событиями на Украине и вызвала почти такое же обсуждение, как сейчас «Левиафан». Конкуренцию ему помимо «Крика совы» пыталась составить военная драма «Гетеры майора Соколова» с Андреем Паниным в главной роли.

С «Орла» премиальный сезон в российском кинематографе только начинается. В феврале свои награды «Белый слон» раздаст Гильдия кинокритиков, а в марте начнет свой отборочный цикл и вторая российская киноакадемия — Ника».

Что думаешь?
Загрузка