Кого слушает президент

Министерство нравов

Министерство культуры требует от Московского открытого книжного фестиваля исключить из программы два спектакля

Татьяна Сохарева, Алексей Крижевский 10.06.2014, 14:03
Сцена из спектакля Олжаса Жанайдарова «Душа подушки» Facebook.com
Сцена из спектакля Олжаса Жанайдарова «Душа подушки»

Минкульт потребовал отменить показ двух спектаклей на Московском открытом книжном фестивале, который пройдет с 11 по 14 июня в ЦДХ: пьесу «Травоядные» Максима Курочкина исключили из программы из-за мата, а детскую постановку Олжаса Жанайдарова «Душа подушки» — из-за возможной «пропаганды гомосексуализма».

В письме, направленном организаторам ММОКФ 9 июня, первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов заявил, что «содержание обеих пьес противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям». И тот и другой спектакль должен был представить кукольный театр «Жареная птица» 14 июня в шатре интернет-издания Colta.ru и правозащитного центра «Мемориал», которые занимались организацией показов и теперь ищут другую площадку.

«Если вы перечитаете письмо, вы поймете, что это реакция на слухи, которая сформировалась по логике «одна баба сказала», — сказала «Газете.Ru» главный редактор «Кольты» Мария Степанова. —

Судя по формулировкам «могут быть усмотрены» и «по имеющейся информации», никакая экспертиза проведена не была — в Минкульте пьесы просто никто не читал.

И при этом они считают возможным ставить условия ЦДХ, основываясь на непроверенной информации».

«Письмо было адресовано трем кураторам детской программы, хотя в нашем с «Кольтой» шатре оба эти спектакля игрались в рамках взрослой программы», — рассказала «Газете.Ru» один из кураторов ММОКФ, сотрудник «Мемориала» Александра Поливанова.

В детской постановке «Душа подушки» главного режиссера Театра кукол им. Образцова и лауреата «Золотой маски» Бориса Константинова, говорится в письме, «могут быть усмотрены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних». Она повествует о дружбе гипоаллергенной подушки Гречика, из которой вот-вот высыпется вся гречневая крупа, и одинокого мальчика-аллергика.

«Обнаружить пропаганду гомосексуализма в «Душе подушки» невозможно, — считает Степанова. — С тем же успехом можно усмотреть следы преступной пропаганды в любой детской книжке, потому что практически все они так или иначе связаны с трудной и болезненной для ребенка проблемой взросления.

Вырастая, он начинает ощущать, что принадлежит к меньшинству: он отстающий в школе, он двоечник, он самый высокий в классе или самый низкий. Такие пьесы, как «Душа подушки», помогают сгладить эти черты инаковости, объяснить ребенку, что диалог с теми, кто не похож на него, возможен, что с ними, не похожими на остальных, тоже можно и нужно дружить».

«Как в пьесе про детскую дружбу можно было вычитать гомосексуальную проблематику, непонятно.

Нужно, очевидно, иметь особый тип сознания, чтобы усмотреть в ней криминал», — заявила она.

Сатирическую пьесу «Травоядные» Максима Курочкина об образованных гастарбайтерах, восточных принцессах и русских обывателях поставила главный режиссер Театра кукол Республики Карелия Наталья Пахомова. Спектакль вызвал недовольство Минкульта потому, что «содержит нецензурную брань». «В спектакле «Травоядные» по блестящей пьесе Максима Курочкина действительно есть обсценная лексика. Как, например, и в поэме «Москва – Петушки», и в классической пьесе «Вальпургиева ночь» Венедикта Ерофеева, — рассказала Мария Степанова. —

Работая над этой постановкой, мы оставались в рамках действующего законодательства: был гриф «18+», был заранее объявлен характер пьесы, попасть на спектакль можно было только по предварительной записи.

Было сделано все, чтобы спектакль увидели только взрослые люди — те, кто в состоянии самостоятельно оценить уровень общественной опасности художественного произведения. Строго говоря, вся история затевалась для того, чтобы поставить под сомнение этот критерий».

«Хорошие пьесы опасными не бывают», — добавила главред «Кольты».

Как говорится в письме, «в случае оставления данных мероприятий в программе фестиваля» Минкульт откажется от официального патроната над фестивалем: ММОКФ, пояснили «Газете.Ru» его кураторы, проходит под патронатом Минкульта, правительства Москвы, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Ситуация в целом довольно постыдная, — резюмирует Мария Степанова. — Характерно, что руководство ЦДХ сообщило мне о том, что пьесы снимаются, только устно. Прошли сутки, но я до сих пор не получила от них никакого письменного подтверждения. Похоже, патронат Министерства культуры важней для ЦДХ, чем репутационные издержки». В пресс-службе ЦДХ «Газете.Ru» ситуацию комментировать отказались.

В середине дня во вторник «Мемориал» выпустил официальное заявление, в котором рассказал о еще одном случае редактуры программы фестиваля. «Несколько дней назад мы впервые столкнулись с цензурой на фестивале: руководство ЦДХ потребовало исключить из нашей программы читку документальной пьесы Натальи Ворожбит «Дневники Майдана», — написали в своем официальном заявлении кураторы Наталья Петрова и Александра Поливанова, — это требование больше походило на дружескую просьбу, и мы решили перенести читку пьесы на осень в «Мемориал». Но 9 июня цензура коснулась программы наших друзей и партнеров по шатру — «Кольты»: заместитель министра культуры РФ В.В. Аристархов в ультимативном порядке потребовал запретить показ пьес «Душа подушки» и «Травоядные». И хотя вопрос гражданской ответственности и моделях ее проявления мы продолжаем считать открытым и остающимся на усмотрение каждого, для себя мы решили его так: «Мемориал» не считает допустимым нарушение конституционной нормы о цензуре, снимает свою программу с фестиваля и переносит ее на другие площадки. Уточненное расписание будет объявлено в самое ближайшее время».