Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Свет с Востока на Запад

В Третьяковской галерее открылась выставка Наталии Гончаровой «Между Востоком и Западом»

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась монографическая выставка «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Прославленная авангардистка предстает здесь в качестве не только живописца, но и театрального художника, модельера, книжного иллюстратора.

Одно из самых распространенных и устойчивых заблуждений насчет русского художественного авангарда заключается в том, что его адепты будто бы вдохновлялись исключительно западными идеями и образцами. Разумеется, эти последние сыграли ключевую роль при запуске в России собственного авангардного проекта, и Владимир Маяковский нисколько не лукавил, когда писал о том, что «один сезон наш бог — Ван Гог, другой сезон — Сезанн».

Но очень скоро сквозь заимствования начала проступать национальная самобытность, причем в весьма причудливых формах.

Привнося новомодные европейские вкусы на нашу местную почву, многие художники вдруг открыли в себе пристрастие к народным корням, о котором прежде и не догадывались.

В этом отношении любопытна фраза Наталии Гончаровой из письма начала 1910-х годов: «Сезанн и иконы равноценны, но мои вещи, сделанные под влиянием икон и под влиянием Сезанна, совсем не равноценны. Я не европеец. Эврика». Еще более определенно она высказалась в предисловии к каталогу своей персональной выставки 1913 года: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени. Мой путь к первоисточнику всех искусств, к Востоку». Однако на практике она все же двинулась в противоположном направлении — и метафорически, и физически. В 1915 году вместе с мужем Михаилом Ларионовым она отправилась в Париж оформлять очередной спектакль для дягилевской антрепризы и осталась там до конца дней. В эмиграции «восточный вектор» ее творчества постепенно сошел на нет, хотя превратиться в типичного европейского художника Гончаровой тоже не удалось.

Можно сказать, что заголовок нынешней выставки «Между Западом и Востоком» отражает главную ментальную проблему всей ее жизни.

Этот музейный проект не без оснований претендует на звание блокбастера — хотя бы потому, что имя Наталии Гончаровой активно зазвучало в последнее десятилетие в связи с аукционными рекордами. В 2010 году на торгах Christie's в Лондоне ее картина «Испанка» была продана за $10,2 млн, обозначив новое мировое достижение в части цен на работы женщин-художниц. Впрочем, наша публика редко воодушевляется магией цифр из сферы арт-бизнеса, ей больше интересны вопросы духовности и эмоциональности. С этих позиций выставка Гончаровой тоже не должна бы разочаровывать. Наталия Сергеевна была человеком мятущимся, ищущим, одержимым открытиями (на то ведь и авангард, чтобы совершать открытия), так что череда ее художественных экспериментов не позволит зрителям заскучать. Только не ждите, что все ее работы вам понравятся в равной степени. Нет таких людей, которые бы одинаково ценили гончаровские опусы разных периодов. Мнения обычно расходятся: кто-то обожает «Крестьянский цикл», кому-то близки опыты в духе лучизма, кто-то в восторге от ажурно-монументальных «Испанок».

Любить ее творчество от и до ни у кого не получается.

Между тем выставка как раз и охватывает весь ее путь — от ранних городских сценок, навеянных знакомством с произведениями Тулуз-Лотрека, до беспредметных фантазий на тему космоса, спровоцированных запуском в СССР первого искусственного спутника Земли. В промежутке — и хрестоматийные шедевры вроде апокалиптического цикла «Жатва» (впервые за 100 лет он восстановлен практически в первоначальном виде благодаря кооперации нескольких музеев, российских и французских), и мало кому известные вещицы эмигрантской поры. Совсем уж неожиданно выглядят эскизы тканей и костюмов, которые Гончарова создавала сначала для знаменитого московского модельера Надежды Ламановой, а впоследствии для парижского салона-ателье «Мирбор». Демонстрируется даже реальное вечернее платье, сконструированное художницей. Об этой стороне ее деятельности до сей поры знали преимущественно искусствоведы. А вот о работе в театре наслышаны многие, поэтому сценография представлена довольно скупо. Музейщики, вероятно, исходили из того, что относительно недавняя выставка к 100-летию «Русских балетов» Сергея Дягилева эту гончаровскую ипостась раскрыла в достаточной мере. Особый раздел — книжные иллюстрации, которым Наталья Сергеевна посвятила много времени. Тут найдутся и раритетные футуристические издания вроде «Мирсконца» Алексея Крученых, и парижские иллюстрации к «Слову о полку Игореве».

Зрелище в целом получилось неизбежно пестрым, даже несколько эклектичным.

И все оттого, что авангардистские установки не позволяли автору застаиваться на месте не то что лишний год, но и месяц. Личное кредо, сформулированное Гончаровой еще в начале карьеры, гласило: «Не ставить себе никаких границ и пределов в смысле художественных достижений. Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и открытиями в искусстве». Согласитесь, этот тезис слегка созвучен формуле «движение — все, результат — ничто».

Скорее всего, максимализм именно такого свойства заставлял Наталию Гончарову бросать едва выработанную манеру ради следующей, пока не изведанной.

И неудивительно, что, когда в Европе между двумя мировыми войнами происходил повсеместный отказ от радикальных художественных экспериментов в пользу ар-деко и неоклассики, Гончарова двинулась туда же. Ориентиром для нее служил все тот же Пабло Пикассо, чьим кубизмом она восхищалась в прежние годы. Но Пикассо был идеальным Протеем, способным меняться в любую минуту, а вот Гончаровой, несмотря на декларативную приверженность «современным завоеваниям и открытиям», порхание по стилям давалось явно труднее. Произведения ее парижского периода нельзя назвать кризисными, но в них заметно отсутствие прежнего драйва. Она действительно очутилась «между Востоком и Западом», в определенном смысле — между небом и землей, без точки опоры и без видимой цели на горизонте. Впрочем, это полемическое мнение. Творчество Гончаровой вообще дает немало поводов для полемики даже по прошествии многих лет.

Новости и материалы
Айза рассказала об интиме с Гуфом после развода
Суд вынес приговор обвиняемой в совершении теракта в центре Стамбула в 2022 году
ВСУ ушли с передней линии обороны в Бердычах
«Корочка хлеба, маслице с сахаром»: Елена Борщева о скромных радостях детства
Россиянин выгнал собаку из будки, чтобы спрятаться в ней от силовиков
В сети обсуждают свадебный образ Дарьи Поверенновой: «Идеальное платье для невесты»
В Томске лишили свободы мужчину, который украл цветы, чтобы сделать сюрприз девушке
Финансист оценил, как курс рубля отреагировал на сохранение ключевой ставки
Защита попросила Мосгорсуд отменить арест Тимура Иванова
ВЦИОМ замерил уровень доверия россиян Путину
Мужчина, оставивший 43 кошки без еды и воды в пустой квартире, получил 20 суток тюрьмы
В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в КНР
Бывший футболист «Спартака» рассказал, что ему понравилось в матче с ЦСКА
В Кремле рассказали, как закончится спецоперация на Украине
Анастасия Решетова ответила, делает ли «уколы красоты»
Женщина рассказала, что ее возбуждает сильнее любого вибратора
Россиянин сжег дотла Volkswagen бывшей жены в Зеленограде и попал на видео
В Германии обеспокоились темпами продвижения ВС РФ на юге Донбасса
Все новости