23 октября 2014 01:37

ЦБ USD 41.0501 (+0.1686); EUR 52.6468 (+0.5270)

Москва: -8...-6 °С

18+

КультураКаннский кинофестиваль

Одного пола пальма

«За канделябрами» Стивена Содерберга и «Жизнь Адели» Абделлатифа Кешиша на Каннском фестивале

Кадр из фильма «За канделябрами» Стивена Содерберга
Кадр из фильма «За канделябрами» Стивена Содерберга

Фотография: kinopoisk.ru

На Каннском кинофестивале показали два фильма о гомосексуальной любви — «Жизнь Адели» Абделлатифа Кешиша и «За канделябрами» Стивена Содерберга

Количество девиаций, извращений и прочих отклонений на экране сегодня превосходит все разумные пределы: это естественное следствие «порнореализма» рубежа столетий («Романс» Катрин Брейя, «Интим» Патриса Шеро, «Идиоты» Ларса фон Триера, «Девять песен» Майкла Уинтерботтома), отменившего последние табу. Теперь недостаточно показать половой акт: настало время сексуальных маньяков и прочих чудовищ. В каннской программе 2013 года им несть числа. Скандализировавшая многих в первый день фестиваля миловидная семнадцатилетняя студентка-проститутка из фильма Франсуа Озона «Молода & прекрасна» — самая невинная из всех. По самым скромным подсчетам, половой член в Канне поджигали в трех фильмах, не меньше было картин с участием педофилов-убийц (в «Ублюдках» Клэр Дени один из них оказался родным отцом жертвы), а финальным аккордом обещает стать назначенная на последний день «Венера в мехах» Романа Полански.

В этих условиях приверженцы однополой любви — просто в силу своего ущемленного положения в любом, даже современном обществе — оказываются едва ли не единственными носителями по-настоящему нежных чувств.

«За канделябрами» заявлен как прощальный фильм Стивена Содерберга. После четверти века успешнейшей карьеры, начавшейся именно в Канне, с награждения «Золотой пальмовой ветвью» дебюта режиссера — ленты «Секс, ложь и видео», и 25 полнометражных фильмов во всех мыслимых и немыслимых жанрах 50-летний экс-вундеркинд сходит со сцены. Сходит радостно, празднично, под аплодисменты и фейерверки, которыми сопровождалась каннская премьера. Эстетике фильма это соответствовало идеально: ведь его герой, легендарный американский пианист Либераче — тот самый человек, который своими блестящими, в прямом смысле слова, туалетами и поведением на сцене заложил основы современного шоу-бизнеса, предсказав Элтона Джона, Фредди Меркюри и Леди Гагу. Роль этой неординарной фигуры досталась Майклу Дугласу, и сегодня кажется, что ничего настолько яркого актер-корифей не играл никогда и нигде — включая «Трафик» того же Содерберга.

Однако «За канделябрами» — никак не байопик (жанр, освоенный Содербергом в многочасовом эпическом «Че»), а настоящая love story.

Гей Либераче скрывал от миллионов поклонников свою сексуальную ориентацию, рассказывая в мемуарах о соблазненных женщинах.

Правда стала известна большинству уже после смерти звезды, когда его любовник опубликовал свои сенсационные воспоминания — они-то и назывались «За канделябрами» и легли в основу сценария. Простодушный парень, мечтающий о карьере ветеринара (в этой роли — преобразившийся до неузнаваемости Мэтт Дэймон), попадает вместе с приятелем на концерт Либераче в Лас-Вегасе, потом в его гримерку, а затем, считаные дни спустя, в джакузи и, наконец, постель. Отношения затянулись на долгие годы: пианист дарил возлюбленному дома и машины, сделал ему пластическую операцию и чуть его не усыновил, а спустя несколько лет, уже после болезненного расставания, умер фактически у него на руках.

Идеальный сюжет для слезливой правозащитной агитки Содерберг трактует неожиданно: как комедию нравов в духе «Ночей в стиле буги».

Эксцентриада Либераче со сцены уходит за кулисы, а потом наполняет собой интерьеры его роскошного дома, все в золоте и страусиных перьях. Китчевая манерность поведения героев вызывает невольный смех, но незаметно фильм трансформируется в серьезную драму о семейных отношениях: сначала комичную, потом все более печальную, а к финалу обрастающую нешуточным, подлинным трагизмом. Его источник — не смерть героя от СПИДа, а угасание любви, на смену которой приходят ревность, неверность и, наконец, равнодушие. Здесь Содерберг, в котором привыкли видеть режиссера-машину с компьютером вместо нервной системы, вдруг — напоследок, когда стесняться уже нечего, — обнаруживает чувствительность завзятого сентименталиста.

Тем не менее «чувствительность» отнюдь не значит «чувственность»: эту сторону вопроса авторы фильмов о гомосексуальной любви до сих пор благоразумно обходили стороной.

Именно поэтому другая каннская картина на сходную тему, «Жизнь Адели» Абделлатифа Кешиша, может стать настоящей революцией — особенно если жюри хватит отваги ее наградить.

Кадр из фильма «Жизнь Адели» Абделлатифа Кешиша
Кадр из фильма «Жизнь Адели» Абделлатифа Кешиша

Честно говоря, одни только сцены лесбийской любви — невиданно натуралистичные, обнажающие подлинную страсть (непонятно, как такое вообще возможно разыграть), необычно продолжительные, подробные, почти на грани порно, но грань эту никогда не переступающие — стоили бы какого-то специального приза.

Кешиша часто называют тунисским режиссером, имея в виду страну его рождения, но вырос он во Франции, неподалеку от Канна — в Ницце. Французская эротическая культура у него в крови, недаром в его предыдущих фильмах так обширно цитировались фривольные Вольтер и Мариво (без которых не обошлась и «Жизнь Адели»).

В любом случае, исламской ригидности в его картинах — ни на грош.

Особенно в новой, поставленной по награжденному на фестивале в Ангулеме комиксу художницы и писательницы Жюли Маро «Голубой — теплый цвет», где рассказана история любви двух девушек.

Адель (сногсшибательная актриса-дебютантка, подарившая героине свое имя Адель Эксаршопулос) — первокурсница филфака, живущая с родителями и мечтающая устроиться на работу учительницей начальных классов. Эмма (секс-символ французского кино нового поколения Леа Сейду) — независимая художница с волосами, покрашенными в голубой цвет. Застенчивая Адель обсуждает с подружками, на каком по счету свидании прилично переспать с парнем; раскованная Эмма живет с женщиной и не думает это скрывать. Адель — из простой семьи: ее папа с мамой уверены, что главное в жизни — найти мужа, который будет тебя содержать. Преуспевающие мать и отчим Эммы принимают любовницу дочери у себя в доме как родную. Если в доме Адели коронное блюдо — спагетти с мясным фаршем, то у Эммы Адель учат есть устрицы: для Кешиша, со времен «Кускуса и барабульки» — несравненного летописца кулинарных радостей, эта сцена ключевая, ведь в ней соединяются социальные, эротические и коммуникативные коннотации.

«Жизнь Адели» можно рассматривать как драму о правах человека — и наверняка, если фильм получит главный приз, это будет автоматически трактоваться если не как политкорректное, то как политическое решение.

Действительно, здесь есть сцены студенческих манифестаций и гей-парада, есть болезненное объяснение с однокурсницами и трудные эпизоды общения простодушной Адели с богемными интеллектуалами из круга Эммы. Однако эта трехчасовая (и смотрящаяся на едином дыхании, снятая почти полностью на крупных планах) и сыгранная с безупречной откровенностью, выворачивающей душу наизнанку картина — прежде всего пронзительная, правдивая, универсальная анатомия любви. Столь сильных и свежих картин в каннском конкурсе в этом году нет.

Когда Берлинале ввел в свой регламент приз «Тедди», это казалось причудливым решением, хотя благодаря ему мир узнал о Педро Альмодоваре и Франсуа Озоне. Теперь присутствие на всех крупнейших фестивалях голубых «Львов», «Медведей» и «Пальм» за лучший фильм о гомосексуальных отношениях никого не удивляет. Сегодня, похоже, настает время, когда эти темы окончательно выходят за пределы тематического гетто. Гетеросексуальные режиссеры снимают об этом фильмы с гетеросексуальными актерами, а публика смешанной ориентации смеется и плачет, как над собственными, над страстями тех, кого депутаты Госдумы РФ норовят признать нарушителями закона.

Да, и еще одно. Каждый год в Канне возникает как минимум один метасюжет, объединяющий несколько важнейших фильмов программы. До сих пор было не до конца понятно, о чем этот Канн. Теперь — кристально ясно: как и в прошлом году, о любви. Что ж, в такой ситуации самоповтор не возбраняется.

  • Livejournal
  • Комментарии (9)
Читайте также:

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.





/nm2012/ssi/right_stuff/else.shtml

Читайте также


Как перестать все контролировать и наконец-то отдать власть


Золотой iPad и iMac по цене машины


Что ждет русского туриста в США


33 цитаты Оскара Уайльда, с которыми невозможно поспорить


Почему у вас такое бездарное начальство


Свежие леденцы от Google


Что на самом деле сделает вас элегантным


Как получить высший балл?


На что тратят деньги очень богатые люди


Почему мужчина уходит из семьи, если о нем заботятся