Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Безразличное зеркало для современного героя

На Каннском фестивале показали «Печать греха» Цзя Чжанке

На Каннском фестивале показали «Печать греха» Цзя Чжанке, одного из самых известных в Европе китайских режиссеров — «диссидентов поневоле». Сюжет его новой картины состоит из четырех новелл о четырех регионах постсоциалистического Китая, в которых герои пытаются встроиться в жизнь не по лжи при помощи насилия.

Первое по-настоящему масштабное событие Канн-2013 – «Печать греха», новый опус китайца Цзя Чжанке. Нет сомнений, что при звуках имени этого автора многие российские зрители, даже синефильски настроенные, недоуменно нахмурят брови и полезут в «Википедию». А в Европе его превозносят с конца 1990-х, когда Цзя стал негласным лидером нового поколения китайского кино, посмевшим снимать кино «незаконно», то есть без одобрения властей и, соответственно, без надежды на национальный прокат. К тому моменту знаменитые режиссерские звезды конца ХХ века Чжан Имоу и Чень Кайге уже взяли приступом и фестивали, и даже «Оскар», понемногу продвигаясь в сторону квазиголливудского гламура, международных копродукций и Олимпиады в Пекине.

Кто-то должен был подхватить знамя политического и эстетического диссидентства в Китае – и таким человеком стал Цзя Чжанке.

По понятным причинам российские прокатчики долго его игнорировали: анемичный, с намеком на документальность стиль, актеры-непрофессионалы, акцент на повседневную, непарадную сторону современной китайской жизни, отсутствие ярких сюжетных конфликтов и привычного азиатского красочного символизма настраивали против. Это особенно обидно с учетом того, как

много параллелей между трансформациями китайского и советского\российского социумов и как едко, выразительно и емко эти процессы показаны в картинах Цзя Чжанке.

Его «Платформа» (2000), которую критики сравнивают с фильмами Алексея Германа, — тонкая и умная реконструкция недавнего прошлого. «Неведомые удовольствия» (2002) — поэтичный и язвительный портрет потерянного поколения «нулевых». А завоевавший «Золотого льва» фильм «Натюрморт» (2006), рассказывающий о новых великих стройках и исковерканных судьбах их участников, описывают фрустрации и фобии постсоциалистического общества куда точнее, чем любое российское кино, равно как и полудокументальный «24 city» (2008) о закрытии крупной фабрики.

Говоря проще, перед нами один из самых интересных режиссеров нового столетия.

Для китайского кино он фигура, сопоставимая с такими гигантами, как Ай Вэйвэй в современном искусстве, Тан Дун в музыке или недавний нобелевский лауреат Мо Янь в литературе.

«Печать греха» — исключительно эффектное тому подтверждение.

Масштабная фреска представляет единый портрет современного Китая, разбитый на четыре сюжета, отнесенных к разным климатическим и географическим зонам – от сурового индустриального севера до либерального прозападного юга. Связаны истории лишь тематически: во всех четырех творится несправедливость, которую герой-одиночка преодолевает или пытается преодолеть при помощи насилия.

Бывший шахтер, взяв в руки дробовик, мстит коррумпированному председателю деревни и бизнесмену, продавшему шахту; безработный пролетарий отказывается вести убогую семейную жизнь, предпочтя участь свободного грабителя. Брошенная трусливым любовником хостес массажного салона убивает клиента, сделавшего ей непристойное предложение. Наконец, в последней новелле молодой рабочий переживает неудачный роман с девушкой из стрип-клуба. Его — единственного, кто отказывается от бунта и жестокости, — ожидает крах всех надежд. Но такое же тотальное фиаско подстерегает и мстителей из предыдущих сюжетов: вслед за актом насилия приходит опустошение.

Прежде тщательно избегавший жанровых клише Цзя Чжанке на этот раз осознанно пользуется ими. Более того, отсылает зрителя к старейшей форме азиатской развлекательной литературы и кино, романа или фильма о боевых искусствах «уся» (правда, в «Печати греха» никто не летает, а вместо меча используют складной нож для резки фруктов), и к хрестоматийным китайским операм, фрагменты из которых ненавязчиво включены в структуру картины.

Парадокс заключается в том, что все четыре трагедии – случаи из реальной жизни, позаимствованные из выпусков новостей: узнав о них, режиссер и решил изменить привычной тематике, впервые исследовать социальные и психологические корни насилия, захлестнувшего страну.

В очередной раз приходит мысль о том, каким актуальным и нужным был бы подобный фильм в современной России; собственно, нашумевшая история фермера из «Долгой счастливой жизни» Бориса Хлебникова запросто могла бы стать еще одним сюжетом «Печати греха».

На наших глазах человек из толпы, незаметный и априори бесправный гражданин исполинского государства, решает взять свою судьбу в собственные руки – и тут же перевоплощается в эпического героя.

Увы, в прозаичной реальности, показанной Цзя скупо и достоверно, места таким рыцарям нет: они обречены на неуспех даже не как грешники (см. заголовок) или преступники, а как одиночки, тонущие в океане повсеместной покорности и безразличия. Различие между героями и всеми остальными подчеркнуто даже на уровне актерской игры: на роль шахтера режиссер взял фактурного Цзяня Ву, игравшего у Чжана Имоу, Цзяня Яна и даже Джеки Чана. Роль безработного с пистолетом исполнил Вань Баодзянь – также неоднократный лауреат фестивальных наград. Девушку с ножом сыграла жена и любимая актриса Цзя — красавица Цзяо Тао, и только бессловесный улыбчивый персонаж финальной новеллы – дебютант-непрофессионал; не деятельный бунтарь, но жертва системы.

Во многих фильмах Цзя присутствует сдвиг, уводящий с реалистических рельсов куда-то в сторону – иногда почти незаметный, но всегда увлекательный: к примеру,

в натуралистическом, снятом на цифровое видео «Натюрморте» в небе вдруг мелькнет НЛО, а потом футуристическое здание взлетит в космос, как ракета, – и все это незаметно для персонажей, продолжающих вести свою скучную, нелепую, несчастливую жизнь.

В «Печати греха» тоже есть место житейскому сюрреализму: кадры с перевернутым грузовиком, полным помидоров, достойны раннего Тарковского (к тому же помидоры живописнее яблок), марш стриптизерш в пилотках и кителях под советскую хоровую песню уморителен (тут же вдруг появляется сам режиссер в роли одного из клиентов борделя), а встреча одной из героинь с прорицательницей, «женщиной-змеей», напоминает лучшие сцены из фильмов Дэвида Линча. Однако нельзя не заметить, что акции индивидуального сопротивления тоталитарному обществу подавления смотрятся так же дико и причудливо, как отклонения от принятой нормы.

И за этим сквозит уже не усмешка остроумного киношника-стилизатора, а жесткая концепция: протест неизбежен, протест необходим, протест обречен.

«Печать греха» (сайт kinopoisk.ru переводит название как «Прикосновение греха») завершается планом молчаливой публики – массовки, стоящей у оперной сцены и ждущей развязки классической трагедии о суде над убийцей. Если верить «Печати греха», то пассивные свидетели смены эпох, так часто попадавшие в объектив камеры мнимо-бесстрастного режиссера-наблюдателя, уже готовы взобраться на сцену и взяться за оружие. Развязку этой трагедии сообщит История.

Новости и материалы
Путин утвердил министров силовых ведомств
В Волгоградской области пациенты попали на прием к пьяному травматологу
50-летняя Хайди Клум пришла на открытие Каннского кинофестиваля в платье с разрезом
Путин встретится с новым составом правительства
Стало известно, где тренер «Динамо» Личка проведет новый сезон
В Подмосковье произошел пожар на электроподстанции на заводе «Прогресс»
Депутат Госдумы ответил Мамаеву на обвинение руководителей «Химок» во лжи
Путин утвердил новый состав кабмина
Клубы РПЛ хотят сократить число участников стыковых матчей
В Херсонской области объявлена авиационная опасность
Стало понятно, куда подевались украинские укрепления в Харьковской области
Канчельскис рассказал, кто заслуживает чемпионства в РПЛ
МИД прокомментировал заявление Блинкена о проведении выборов на Украине
США заявили о готовности «фундаментально пересмотреть» отношения с Грузией
В Тбилиси напали на российскую журналистку
«Реал» выгоняет легенду клуба
Байден признался в желании честной конкуренции с Китаем
Премьер Грузии прокомментировал возможное введение санкций со стороны США
Все новости