Архитектор оптимизма

Притцкеровскую премию 2013 года получил 71-летний японский архитектор Тойо Ито

Макс Степанов 18.03.2013, 15:05
__is_photorep_included5107201: 1

71-летний японский архитектор Тойо Ито, построивший «Дома для всех» для жертв землетрясения в Фукусиме, стал лауреатом Притцкеровской премии 2013 года.

Японский архитектор Тойо Ито стал лауреатом Притцкеровской премии 2013 года. Официальная церемония награждения обладателя главной архитектурной награды пройдет 29 мая в бостонской президентской библиотеке и музее Джона Ф. Кеннеди в Бостоне (США); Ито получит денежный приз в $100 тысяч и памятный медальон.

«В течение всей карьеры работы Тойо Ито объединяли концептуальное новаторство с великолепным исполнением зданий.

Более 40 лет он создавал библиотеки, дома, парки, театры, магазины, каждый раз стремясь расширить возможности архитектуры», — сказал председатель жюри награды сэр Питер Палумбо.

Тойо Ито стал шестым архитектором из Японии, получившим Притцкеровскую премию; в предыдущий раз это случилось всего два года назад: в 2010 году награду получили Кадзуо Седзима и Рюэ Нисидзава.

Ито родился в 1941 году, изучал архитектуру в Токийском университете и в 1965 году пришел на работу в студию известного японского архитектора Киёнори Кикутакэ; одновременно с ним там работала Ицуко Хасегава, будущий создатель Музея плодов в Яманаши и одна из немногих преуспевающих японских архитекторов-женщин. Ито проработал у Кикутакэ всего несколько лет, после чего создал собственную студию Urbot (от Urban Robot).

Правда, на создание собственного узнаваемого имени он потратил намного больше времени, чем на регистрацию своей фирмы.

Первое время Ито занимался проектированием многочисленных домов по частным заказам, впрочем место для творчества ему удавалось находить и здесь. В 1976 году для своей сестры он создает концептуальный проект White U — U-образный жилой дом, в корне отличный от привычных высотных апартаментов. Спустя восемь лет рядом с White U Ито построит еще один концепт Silver Hut, дом для самого себя, — этот проект получил премию Архитектурного института Японии.

Дальнейший путь Тойо Ито к славе напоминал взлет.

Начиная со второй половины 1980-х он делает сразу несколько громких проектов – Pao for the Tokyo Nomad Girl (1985), иллюстрирующий типичную жизнь в Японии в то время; «Башню Ветров» (1986) и «Яйцо ветров» (1991) в Иокогаме – своеобразные ориентиры для общественного пространства, в темное время суток превращающиеся в огромные интерактивные экраны; городской музей Яцусиро (1991). В 1991 году в рамках японской выставки в лондонском Музее Виктории и Альберта Ито представляет 130 собственных видеоинсталляций городской среды Токио.

В 1995 году Тойо Ито участвовал в конкурсе на проектирование здания Медиатеки в городе Сэндай — его работа была признана лучшей среди 235 участников.

Строительство многофункционального комплекса, который включал в себя библиотеку, арт-галерею, киностудию, было завершено в 2001 году. Этот проект считается лучшей работой Ито и был упомянут жюри Притцкеровской премии как характерный пример его творчества.

Среди других знаковых работ Ито следует отметить Виво-сити в Сингапуре (2006), временный выставочный павильон для галереи Серпентайн в Гайд-парке (Лондон, 2002), несколько зданий в Барселоне и на Тайване, театр Коэндзи и Университет искусств Тама в Токио.
В 2011 году Ито создал «Дома для всех» — общественные здания для людей, лишившихся жилья во время землетрясения и цунами.

«Тойо Ито – создатель вневременных зданий, который смело прокладывает новые направления. Его архитектура создает оптимизм, легкость и радость и наполнена одновременно уникальностью и универсальностью», — говорится в сообщении жюри Притцкеровской премии.

«Когда строительство здания по моему проекту завершается, ко мне приходит болезненное чувство собственной некомпетентности, но оно превращается в энергию для того, чтобы бросить вызов следующему проекту», — рассказал Ито, комментируя присуждение награды. По его мнению, этот процесс должен продолжаться и в будущем.

«Поэтому я никогда не зафиксирую свой собственный архитектурный стиль и вряд ли когда буду удовлетворен результатом своего труда», — резюмировал он.