Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Искусство ухода за испуганным автомобилем

На русском языке вышла книга «Дизайн вещей будущего» бывшего вице-президента Apple Дональда Нормана

На русском языке вышел труд Дональда Нормана «Дизайн вещей будущего»: бывший вице-президент Apple рассуждает о опасностях «умной техники» и рисует картины недалекого будущего, в котором человеку придется не командовать техникой, а договариваться с ней.

Представьте себе ситуацию: напичканные электроникой автомобили, будто косяк рыб, максимально быстро движутся по автостраде. Группы машин то идут ровным строем, то вместе огибают препятствия, то распадаются на единицы, то снова воссоединяются. Пока водители, превратившиеся в пассажиров, пьют утренний кофе и читают газеты, машины сами просчитывают расстояние до ближайшего авто, обмениваются предупреждающими сигналами с соседями по косяку и сами прокладывают наиболее быстрый и безопасный маршрут. Разумеется, не забыв предложить пассажиру подходящую музыку для поездки. Или другая ситуация: вы на протяжении 12 часов делаете круги по кольцевой развязке, потому что ваш автомобиль, неожиданно выдумавший, что всюду ему угрожают помехи, не дает вам перестроиться в соседний ряд и съехать с кольца.

В итоге вы еле-еле уговариваете машину остановиться, вываливаетесь из машины и падаете в обморок от обезвоживания.

Дональд Норман, основатель одной из ведущих компаний в области дизайна, бывший вице-президент Apple и автор десятка книг по дизайну, щедр на примеры. Однако в «Дизайне вещей будущего» он не ставит себе целью развлечь воображение читателя футуристическими байками в стиле романов Филипа Дика. Как социально ответственный ученый, Норман всего лишь предостерегает будущих дизайнеров от ошибок.

Книгу в России опубликовало издательство Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — с недавних пор решившее взвалить на себя ликбез в области наиболее важных зарубежных текстов по ряду дисциплин, в числе которых и дизайн. Норман, чей труд назвать новым достаточно сложно (на английском его издали еще в 2007 году), выглядит вполне гармонично рядом с недавно выпущенным концептуальным манифестом Рэма Колхаса тридцатилетней давности «Нью-Йорк вне себя». Странное дело: нон-фикшн, тем более о новых технологиях, должен устаревать не по дням, а по часам — но при этом текст Нормана к 2013 году не только не устарел, а наоборот, приобрел особую болезненную актуальность.

Все, о чем писал автор, ссылаясь на резюме научных конференций, только-только входит в нашу повседневную жизнь.

Основной тезис Нормана состоит в том, что для того, чтобы прогресс пошел вперед семимильными шагами, для начала необходимо пересмотреть суть отношений человека и техники. В современном обществе коммуникация между пользователем и машиной строится не на основе диалога, а на основе двух монологов.

Человек приказывает кофеварке сварить кофе, а кофеварка приказывает человеку почистить ее детали.

В то время как «умные» машины становятся все более сообразительными и самоуверенными, человек все дальше отдаляется от понимания механизма их действия. Отсюда и происходит несогласованность работы людей и машин, а из-за несогласованности происходят раздражение и конфликты, неприятие и страх.

Норман с плохо скрываемым злорадством фантазирует на тему «властных домов», требующих от человека идти спать или соблюдать диету, «испуганных автомобилей», принципиально не разгоняющихся больше разрешенной законом скорости, а при случае сливающих видео с нарушениями прямо в полицейский участок. Периодически автор прибегает к аргументам старших коллег, например Сократа: технологии, не создающие коммуникацию, ущербны.

Правда, Сократ рассуждал таким образом о письменности, Норман же все больше — об автомобилях.

В качестве идеала коммуникации между человеком и техникой автор представляет тандем всадника и лошади. Оба обладают интеллектом и темпераментом, их движение происходит за счет двустороннего контакта: лошадь ответственна за инстинкт, а всадник – за рефлексию.

Чем газовая плита милее, чем электрическая? Почему важно чувствовать вибрацию электродрели? Насколько необходимо вернуть автомобильному рулю чувство реальной дороги? Норман, аргументируя свои рассуждения принципами имплицитной коммуникации, ратует за то, чтобы новая техника находилась с людьми в естественной связи,

а не бесила их пластмассовыми кнопками, пикалками и красными маячками.

«Вы даже не заметите, как дом расширит свои полномочия — начнет рекомендовать вам статьи и телепередачи, которые, по его мнению, могут вас заинтересовать. Понравится вам такая жизнь?» — вопрошает Норман в своей книге 2007 года. Уже сейчас очевидно, что его прогнозы сбылись. Пусть «умных домов», напичканных дорогой электроникой, все еще немного. Однако вышеупомянутые алгоритмы релевантности с недавних пор стали применяться в «самом большой умном доме» — интернете. Такие алгоритмы, как, например, PageRank в Google или EdgeRank в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), активно модерируют информационное пространство и погружают пользователя в информационный пузырь из прежде заявленных им интересов, не спрашивая на это у него особого разрешения.

Тем временем круг людей, хотя бы примерно понимающих механизм устройства даже бытовой техники, сузился до малочисленной касты инженеров.

Для большинства обывателей мобильные телефоны, компьютеры и кофеварки – нестрашная тайна, обыкновенное чудо, примелькавшаяся магия.

В этом смысле Норман аккуратно продолжает философские размышления о технике своего соотечественника Роберта Пирсига, увековеченные в книге «Джен и искусство ухода за мотоциклом», культовом американском романе. Еще в начале 70-х Пирсиг писал: «Способ разрешить конфликт между человеческими ценностями и технологическими нуждами — не в убегании от технологии. Это невозможно. Способ разрешения конфликта — в ломке барьеров дуалистической мысли, предотвращающей подлинное понимание того, что такое технология: не эксплуатация природы, а сплав природы и человеческого духа в новый вид создания, превосходящего их обоих». И философ Пирсиг, и скромный инженер Норман, по сути, призывают к одному — не к восторженному, не к боязливому, а к внимательному и сознательному отношению к технике. И судя по уровню обобщений, это касается далеко не только дизайнеров.

Что думаешь?
Загрузка