Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Метеориты на клинки

В Италии, в музее Collezione Maramotti, открылась выставка Евгения Антуфьева – лауреата молодежной премии Кандинского

В итальянском городе Реджо-Эмилия, в музее Collezione Maramotti, открылась персональная выставка лауреата молодежной премии Кандинского художника Евгения Антуфьева, чья карьера так быстро развилась за последние несколько лет.

Художники из России редко и со скрипом попадают на международную арт-сцену. Причин тому несколько, и одна из немаловажных – отсутствие оригинальных идей, которые воспринимались бы интернациональной публикой. Мировым опытом наши авторы неплохо овладели за последние годы, но сами по себе повторы чужих достижений не котируются. А если напирать на национальную специфику, на тонкости российских реалий, то велика вероятность оказаться непонятым за пределами страны – что обычно и происходит.

Однако прорывы случаются – в тех случаях, когда национальное сопрягается с глобальным неким особым образом. Такого рода рецепты пробует вырабатывать для себя молодой художник Евгений Антуфьев, чья карьера стремительно развилась всего за пять лет. В 2008 году он перебрался в Москву из родной Тувы, начал учиться в Институте проблем современного искусства, принял участие в выставочной программе «Старт» на «Винзаводе» – и с проектом под названием «Объекты защиты» вскоре выиграл молодежную номинацию премии Кандинского. Карьерный подъем продолжается и поныне. Сегодняшний его этап ознаменован персональной выставкой в музее Collezione Maramotti в итальянском городе Реджо-Эмилия. Причем это не просто гастрольный показ, а результат восьмимесячной работы Антуфьева в тамошней резиденции; подобная практика подразумевает тесные, доверительные отношения между художником и музеем.

Выставка с причудливым названием «Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кости и мрамор – слияние. Исследование материалов» представляет собой череду объектов, постепенно складывающихся в одну большую инсталляцию.

Здесь можно обнаружить и мотивы личного шаманизма, с которых Антуфьев начинал свою деятельность на поприще искусства, и чуть более позднюю тему соединения архетипического с масс-культурным. Но в целом этот проект выглядит шагом вперед и в сторону по сравнению с предыдущими работами художника. Лейтмотивом становится эдакая постконцептуальная алхимия, когда трансмутации материалов и форм важнее очевидных смыслов. Недаром структурное деление экспозиции носит почти абсурдный для зрителя характер:

залы поочередно маркированы теми словами, которые фигурируют в заголовке выставки.

Однако автор настаивает, что логика тут все же присутствует – это логика человека, увлеченного тайными связями между материальностью и ощущениями, ею рождаемыми.

Парафразы на тему амулетов, оберегов, обрядовых масок и прочих примет тувинского шаманизма выглядят неотъемлемой частью проекта, но вряд ли главной его составляющей – тут скорее можно говорить о дани интересу западной аудитории к экзотической для нее культуре. Судя по всему, самого художника сейчас больше занимают категории «мягкого/твердого», «натурального/искусственного», «дорогого/дешевого» и т. п. То есть шаманские аллюзии – всего лишь катализатор для более широкого спектра «алхимических» реакций. Временами выставка напоминает о детской игре «что из чего сделано»:

деревянные тотемы выкрашены под гипс, настоящий каррарский мрамор соседствует с пластиковыми панелями «под мрамор», природные кристаллы конкурируют с дешевыми стразами. Привезенный из тувинского Кызыла кусок цемента подается в витрине как неимоверная драгоценность, а мраморная пыль играет роль песка в самопальной мандале.

Наконец, изогнутый нож с костяной ручкой, хоть и впрямь железный, но выплавлен не из земного металла, а из фрагментов метеорита (итальянцы живо интересовались этим артефактом, поскольку его демонстрация удачно совпала с новостями об астероидной бомбардировке Урала).

Словом, Евгений Антуфьев в своем новом проекте культивирует странные стыки и парадоксальные ряды предметов, давая понять: не все, что можно потрогать, является банальностью, и не всякая банальность проста. Прядь бабушкиных волос в стеклянной коробочке, гирлянда из костей дельфина, змеиная кожа, засохший кусок зефира, искусственно выращенные кристаллы и даже дурацкая наклейка с динозавром – любой из этих объектов достоин не просто пристального внимания, но и медитации. Европейской публике такая постановка вопроса вполне близка. Разумеется, метод Антуфьева не универсален, более того – он очень субъективен и вряд ли подойдет другим претендентам на международный успех. Но этот метод срабатывает.

Новости и материалы
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Все новости