Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Побеждают фантасмагории

Премию Кандинского в номинации «Проект года» разделили Гриша Брускин и арт-группа AES+F

Премия Кандинского в номинации «Проект года» досталась сразу двум претендентам — Грише Брускину и арт-группе AES+F. Лучшим молодым художником признан Дмитрий Венков.

Основанная в 2007 году независимая премия в области современного искусства, носящая имя Василия Кандинского, завершила очередной конкурсный цикл. Из 385 поданных заявок международное жюри отобрало сначала длинный список соискателей, на основе которого был устроена выставка. Затем определился шорт-лист — по три претендента в каждой номинации. Номинаций же отныне только две: «Медиа-арт. Проект года» с этого года была упразднена. За главный приз под названием «Проект года» предлагалось посостязаться Аладдину Гарунову с инсталляцией «Тотальная молитва», Грише Брускину со скульптурным проектом «Время Ч» и коллективу AES+F с многоканальной видеоинсталляцией «Священная аллегория». В номинации «Молодой художник. Проект года» на победу претендовали Мария Сафронова, Дмитрий Венков и арт-группировка ЗИП.

Общий призовой фонд составлял 50 тысяч евро, из которых 40 тысяч предназначались обладателю Гран-при и 10 тысяч — лучшему художнику из молодых.

Нынешняя церемония награждения лауреатов, как и премиальная выставка, впервые проходили в здании бывшего кинотеатра «Ударник», где после реконструкции должен расположиться частный музей современного искусства. Пространство кинозала уже давно освобождено от кресел советского образца, но расставить ряды стульев по былой схеме труда не составляло. Сохранившийся экран использовался для репрезентационных роликов номинантов и для воспроизведения длиннющих цитат из наследия теоретика марксистской культуры Михаила Лифшица, почему-то вновь обретшего популярность. Открывала церемония песня в исполнении Ильи Лагутенко и «Мумий Тролля», а под занавес тряхнул стариной Петр Мамонов, устроивший мини-концерт из трех своих композиций. В промежутке между музыкальными номерами прочитал ироничную лекцию об искусстве Александр Меламид, один из родителей соц-арта, а еще было продемонстрировано небольшое мультимедийное шоу на тему истории кинотеатра «Ударник». Впрочем, церемония получилась не слишком длинной и уложилась в полтора часа.

Основная интрига Премии Кандинского-2012 состояла в конкуренции между Гришей Брускиным и «аесами», как именуют группу AES+F в неформальных контекстах.

Аладдину Гарунову, третьему претенденту на Гран-при, победу мало кто прочил. Упомянутую интригу жюри так и не сумело разрешить, впервые за шестилетнюю историю премии присудив главный приз одновременно двум соискателям. Как выразилась директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, вручавшая награду: «Это две большие утопии, сравнивать которые и выбирать между которыми невозможно». Случай оказался непредвиденным, так что призовую статуэтку, имевшуюся в единственном экземпляре, новоиспеченным лауреатам пришлось держать по очереди.

Устроители пообещали чуть позднее продублировать символ победы, хотя на практике нужны не две статуэтки, а пять:

напомним, в состав AES+F входят Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес.

В своей лауреатской речи Гриша Брускин счел нужным поговорить об образе врага, который и является ключевым в его скульптурной инсталляции «Время Ч», а выступивший от имени арт-группы Лев Евзович лишь кратко поблагодарил жюри за «соломоново решение», не преминув сыронизировать: «А то мы уже привыкли быть самыми успешными лузерами на нашей арт-сцене». Обе победившие работы достаточно хорошо известны любителям современного искусства: проект «Время Ч» относительно недавно демонстрировался в Мультимедиа Арт Музее, там же проходила премьера «Священной аллегории» — заключительной части масштабной мультимедийной трилогии. Целиком ее можно было увидеть на осенней персональной выставке AES+F в «Манеже».

В молодежной номинации обошлось без удвоения числа лауреатов.

Победителем был признан уроженец Новосибирска и выпускник Орегонского университета Дмитрий Венков с видеофильмом «Безумные подражатели»,

представляющим собой летопись вымышленного сообщества собирателей придорожного мусора в окрестностях МКАД. Этот выбор многим показался неожиданным: «Безумные подражатели» были, пожалуй, наименее эффектным из трех произведений, попавших в шорт-лист. Вероятно, жюри приняло во внимание большее соответствие работы Дмитрия Венкова интернациональным трендам.

Что думаешь?
Загрузка