КультураАрт и дизайн

Весело и страшно на улицах Челси

В лондонской галерее Саатчи открылась выставка современного российского искусства

Фотография: saatchi-gallery.co.uk

Британский коллекционер современного искусства Чарльз Саатчи открыл в своей лондонской галерее широкомасштабную выставку постсоветского искусства «Веселье – главная особенность Советского Союза».

В галерее Саатчи открылась выставка «Веселье – главная особенность Советского Союза», на которой представлены работы 18 российских художников из личной коллекции Чарльза Саатчи. Он же стал куратором экспозиции, расположившейся в самом сердце района Челси на двух этажах галереи. Выбор как художников, так и самих работ для экспозиции отражает, кажется, личный вкус галериста: среди авторов представленных работ есть и уже известные в России и на Западе Борис Михайлов, Гоша Острецов, Валерий Кошляков, и молодые художники: Ника Неёлова, Даша Шишкина, Анна Паркина, Елена Попова. Их работы представлены в самых разных техниках и материалах: здесь присутствуют фотография, инсталляции, живопись, скульптура.

Саатчи же, видимо, пришло в голову и название выставки, отсылающее к знаменитой фразе Сталина — «Жить стало лучше, жить стало веселее».

Однако у него есть ряд неточностей: практически все выставленные работы относятся к постсоветскому периоду, так же как и период творчества большинства их авторов. Да и лишь половина из представленных художников постоянно живет в России. Как пояснил во вступительном слове к каталогу выставки Дмитрий Озерков, директор отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, «быть русским сейчас зачастую означает иметь родителей, которые родились в СССР. Украинцев, грузин, граждан Прибалтики и людей из остальных постсоветских республик, живущих по всему миру, на Западе называют русскими».

«Нет одной школы или какой-либо группы, в которую входят эти художники», — отметила один из директоров галереи Ребекка Уилсон.

Особое внимание обращает на себя проект «История Болезни» Бориса Михайлова, ныне проживающего в Берлине, — фотохроника его родного Харькова после развала Советского Союза; в эту серию входит более четырехсот работ, в том числе и шокирующие портреты обнаженных бомжей, позировавших фотографу с конца 90-х. Впервые лондонцы познакомились с работами Михайлова в галерее Саатчи в 2000 году во время концептуальной серии «one person show» – индивидуальных выставок ведущих мировых современных художников.

Отдельный зал посвящен и «Энциклопедии русских криминальных татуировок» — черно-белой фото-коллекции Сергея Васильева, созданной в 1989—1993 годах. В течение 30 лет Сергей Васильев работал фотографом в челябинской газете, а также тюремным смотрителем. Тогда же КГБ привлекло Васильева к каталогизации тюремных наколок — своего рода иконографии, несущей в себе тайные коды о совершенных заключенными преступлениях.

Среди экспонатов выставки — серия политических инсталляций Гоши Острецова «Криминальное правительство» и «Секс в большом городе».

Его работы — о политиках, которые «всегда носят маски», и «их можно заменить, чтобы люди ни о чем не догадались». Политические мотивы можно усмотреть и в работах Ники Неёловой, победительницы конкурса «Новые сенсации», проведенного галереей Саатчи в 2010 году: дочь известной российской актрисы представила на суд зрителей инсталляцию «Виселицы сегодня, памятники завтра».

Это не первая выставка, в которой Саатчи пытается показать западной публике то, о чем она, быть может, слышала, но не разглядела. Начиная с 2008 года он знакомит жителей Лондона с художниками из стран так называемых новых арт-сцен: сначала — Китая, затем — Среднего Востока, Индии, Германии, Кореи. Называющий себя «артоголиком», этот галерист уже добрых три десятка лет разыскивает перспективных художников и инвестирует в них. Так, именно Саатчи и его галерея во многом способствовали первоначальной славе знаменитого движения «Молодые британские художники»: одни из первых выставок группы, в которую входили ныне всемирно известные Дэмиен Хёрст и Трейси Эмин, проходили именно здесь, в Челси.

Интересно, что «Веселье…» входит в своего рода контрапункт с другой выставкой, открывшейся на последнем этаже галереи, — «Проламывая лед: московское искусство 1960—1980-х годов», организованный Фондом семьи Цукановых.. На ней выставлены 200 работ 24 андеграундных художников из Москвы, принадлежащих к более старшему арт-поколению, — Ильи Кабакова, Оскара Рабина, Эрика Булатова, Олега Целкова, Виктора Пивоварова, а также соц-арт-дуэта Виталия Комара и Александра Меламида. Взаимно дополняя друг друга, эти выставки вместе представляют объемный экскурс в советское, а затем постсоветское современное искусство. А вместе — составляют самую большую экспозицию русского искусства в Британии за последние пять лет: последняя экспозиция подобного масштаба проходила в Королевской академии искусств в 2008 году.

  • Livejournal
  • Написать комментарий

Дорогие читатели! «Газета.Ru» возвращает возможность комментирования на сайте. Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость как друг к другу, так и к участникам материалов «Газеты.Ru». Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ.

Кроме того, вы можете обсуждать новости «Газеты.Ru» в официальных группах социальных сетей: Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках, Google+ и Twitter.

Главное сегодня


Читайте также


Google против Facebook: битва за воздух


8 неизвестных фактов о Чарли Чаплине и 12 правил счастливого человека


Что и как продается в России: первые мобильные итоги 2014 года


Как праздновать Песах и стать свободным


Cвет сканера в окошке


10 главных сериалов только для мужчин


Почему россияне эмигрируют на Марс


16 лучших игр нашего детства, которые мы потеряли


Десять городов планеты, которые стоит убрать


Давайте посчитаем, так ли выгодна ипотека


«Донстрой» представил фильм-фантазию от Тимура Бекмамбетова

/nm2012/ssi/right_stuff/else.shtml