Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

50 оттенков нового самиздата

В России появляются платформы для самостоятельной публикации своих книг

Полина Рыжова 09.11.2012, 18:08
iStockPhoto

Заработал первый в России электронный книжный портал, на котором можно издать свою книгу без посредника. «Газета.Ru» попыталась выяснить, смогут ли подобные ресурсы изменить индустрию книгоиздания в ближайшем будущем и смогут ли писатели публиковать свои произведения раньше, чем их украдут пираты.

Новый портал представляет собой конвертер, электронную библиотеку и площадку для публикации собственных трудов – можно просто загрузить и переконвертировать свой файл во все популярные книжные форматы, можно воспользоваться бесплатной или частично платной библиотекой, а также попробовать заработать деньги на своей книге. Пользователь загружает свой текст на сайт, выбирает картинку, отрывок для ознакомления и распространяет ссылку на книгу по социальным сетям. Изначально проект Samolit.com начинался как некоммерческий, но в его концепции заложена и коммерческая составляющая – автор может заработать до 85% от ее стоимости. Чтобы начать получать прибыль от книги, нужно заключить с порталом пользовательское соглашение.

В российском интернете уже существуют сайты, где читатель напрямую связан с автором без посредничества редактора, такие как журнал «Самиздат», «Проза.Ru», «Стихи.Ru». Samolit.com же предлагает авторам самиздата монетизировать свой писательский труд. Однако пока на сайте абсолютное большинство книг размещены бесплатно, а самая популярная книга имеет всего около трехсот скачиваний.

Лидеры по читательскому рейтингу – социальная фантастика малоизвестных авторов вперемешку с русской классической литературой, а также стихи и бытовые рассказы.

Возможность издавать свои книги в электронном формате без посредника уже довольно давно предоставляет компания Amazon через программу Kindle Direct Publishing (KDP). Причем на Западе схема распространения книг, которую и позаимствовал русскоязычный Samolit.com, показала себя феноменально успешной. Раз в полгода рождается новый международный бестселлер, например молодая писательница Аманда Хокинг, автор десятка романов для подростков, с вампирами, оборотнями и другой разнообразной нечистью, стала первой ласточкой амазоновского самиздата: она продала более миллиона своих книжек.

Джон Локк, пишущий криминальные детективы, автор девяти международных бестселлеров, не только вступил в клуб «миллионщиков», но и написал отдельную книгу — руководство по ведению успешного бизнеса с помощью KDP, под названием «Как я продал миллион книг за пять месяцев!».

Упомянутые миллионные «тиражи» скачиваний также у известного детективщика Джеймса Паттерсона и автора трилогии «Миллениум» Стига Ларссона. Amazon тоже получает баснословную прибыль — не столько от бестселлеров, сколько от книг миллионов пользователей, чью книгу скачали всего несколько раз: на каждом таком скачивании Amazon зарабатывает 30% от заявленной пользователем суммы.

Но самым громким и провокационным примером того, как заработать миллионы на дебютном романе, стал недавний успех Э. Л. Джеймс, автора «50 оттенков серого», обычной британской домохозяйки, настоящее имя которой Эрика Леонард.

Всего лишь выложив свою книгу на KDP, Джеймс превратил обычный фанфик на тему «Сумерек» в культовый роман, побивший все рекорды популярности.

Теперь Time включил автора в список самых влиятельных людей 2012 года, а продюсерские компании бьются за право снять экранизацию ее эротического бестселлера. Ее успех стал толчком для дискуссий о будущем книгоиздательского бизнеса, кажется окончательно разделивших профессионалов и читателей на два лагеря – адептов сетевой литературы и сторонников традиционного книгоиздания.

Перспективы селф-паблишинга стали главной темой самого масштабного международного события в книжной индустрии — Франкфуртской книжной ярмарки, прошедшей в октябре этого года. На конференции давалась сдержанная оценка перспективам электронного самиздата. «Несмотря на все разговоры о социальных медиа и их выдающемся маркетинговом потенциале, из всех инструментов продвижения лучше всего книгу по-прежнему продают старые добрые рецензии в авторитетных изданиях, — цитирует журнал «Итоги» директора по маркетингу издательства Faber & Faber Уилла Аткинсона, выступавшего на ярмарке, —

а книжные обозреватели почти не читают самиздат: они привыкли работать с издателями и полагаться на их рекомендации».

Тем не менее некоторые из игроков рынка от общих обсуждений на тему будущего книги перешли к конкретным шагам. По мнению бизнес-аналитиков, недавние переговоры о возможном скором слиянии двух крупнейших издательств Random House и Penguin обусловлены не только общим кризисом в книжной индустрии, но и угрозой бизнесу со стороны крупных интернет-компаний, таких как Amazon, Google и Apple.

«Основные усилия электронных ритейлеров сейчас направлены на поиски механизмов фильтрации контента, создания персональных рекомендаций каждому читателю. KDP в этом смысле, скорее, ход по созданию user-friendly-атмосферы, — считает главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин. — Думаю, что после нескольких взрывов популярности и жаркого обсуждения электронный рынок во всем мире устоится в районе 20–25 % от всех купленных копий».

В США, поясняет издатель, есть ряд факторов, способствующих созданию оживления вокруг тренда «нового самиздата» и позволяющих даже добиваться неплохих финансовых показателей, например традиция инновационных бумов, социально благоприятный климат, Силиконовая долина. Однако самые большие деньги новым авторам платят офлайн- и онлайн-компании, а не читатели. «Механизм KDP больше работает как рекламный ход со стороны Amazon, с одной стороны, а с другой стороны, как vanity publishing, издание за счет автора, которое основано на желании графомана издаться», — резюмирует Котомин.

Подобные сервисы, указывает он, пока дают новичкам шанс потешить самолюбие, а для звезд работают как пиар-инструмент, добавка к уже существующим продажам.

В оппозиции традиционных издательств порталам электронного селф-паблишинга есть и третья сторона — электронные порталы, продающие легальные электронные книги. Однако в России, в условиях засилья пиратских библиотек, само существование подобных ресурсов, кажется, вызывает вопросы. Однако существует мнение, что для успешной деятельности Samolit.com необходимо объединиться именно с раскрученным продавцом электронных книг: объединение хорошей концепции с большой «витриной» привлечет в проект как новых авторов, так и новых читателей, сделает его потенциальным игроком в русском книгоиздательском бизнесе.

«Что касается России, пока у нас нет своего Amazon, нет большой легальной платформы хоть с какой-то навигацией, нет равных доступов к электронным площадкам даже у издательств, нет и условий для возникновения влиятельного самиздата. Он просто потонет в мире плохо оцифрованных текстов», — делится своим мнением Котомин.

Создатели Samolit.com, потенциально большой легальной платформы для самиздата с навигацией, настроены более оптимистично: «В прежней схеме книгоиздательства для того, чтобы книга была, первое, хорошей, и второе, массовой, должно было сойтись великое множество факторов: амбициозный и «пробивной» автор, грамотный редактор, который смог бы разглядеть шедевр, и хорошее и богатое издательство, — полагает Анна Сорокина, креативный директор Samolit.com. — Теперь же из этих факторов исчезают минимум два». Команда нового портала уверена в том, что их сервисом стоит пользоваться не только литературным новичкам, но и популярным авторам.

«Произведения известных авторов давно украдены и выложены в сети в свободном доступе.

В данном случае платформы самопубликации для известных авторов в некоторой степени становятся даже выгоднее.

С нашей помощью они могут продавать свои произведения раньше, чем их успеют украсть.

Ведь, как известно, издание книги — процесс достаточно долгий, и на любой стадии книга может быть скопирована и выложена в сеть, — рассуждает Сорокина. — В результате к моменту выхода произведение уже будет скачано миллион раз, прочитано, обсуждено и забыто. А на сайте самопубликации автор может вполне получить свои роялти — хотя бы со своих поклонников».

Впрочем пока известные писатели не спешат превращать свои книги в самиздат.

«Я бы согласился выпустить книгу в сетевом формате, если бы не осталось никакого другого варианта, если бы были блокированы все бумажные пути», — делится своими соображениями писатель Дмитрий Быков.

«Но селф-паблишинг развивается полным ходом, и своих хитов здесь уже полно: в конце концов, почти все известные в России поэты — беру не толстожурнальных, а реально читаемых, выступающих, заучиваемых наизусть и т. д. – результат, большей частью, селф-паблишинга. Были времена, когда поэтическую книжку вообще можно было издать только за свой счет, сейчас оно почти так и остается», — резюмирует писатель. Быков отмечает, что ситуация в индустрии книгоиздания довольно спокойна и далека от больших перемен: «Иное дело, что литература селф-паблишинга другая, причем не качественно, а жанрово. Э. Л. Джеймс — типичный дневник собственных эротических грез, а никакой не роман. Фанфики, пародии, стилизации, продолжения, стихи отлично живут в сети. Романы, рассказы, серьезная публицистика, жизнеописания, филология, другие вещи, не терпящие профанности (в стихах она тоже нежелательна, но бывает мила), — все это остается в офлайне. И думаю, так будет еще долго».