Кого слушает президент

Ниже длинного

Pussy Riot не попали в шорт-лист «Премии Кандинского

Полина Рыжова 10.09.2012, 20:28
Клип Pussy Riot «Богородица, Путина прогони» не впечатлил экспертов «Премии... Денис Вышинский/Коммерсантъ
Клип Pussy Riot «Богородица, Путина прогони» не впечатлил экспертов «Премии Кандинского»

«Панк-молебен» Pussy Riot не попал в лонг-лист «Премии Кандинского», российской ежегодной национальной премии в области современного искусства, учрежденной в 2007 году культурным фондом «Артхроника». Этот факт вызвал не меньшие разногласия у экспертов, чем само выдвижение панк-коллектива.

«Панк-молебен» Pussy Riot не попал в лонг-лист «Премии Кандинского», российской ежегодной национальной премии в области современного искусства, учрежденной в 2007 году культурным фондом «Артхроника». Этот факт вызвал не меньший резонанс, чем само выдвижение панк-коллектива на эту премию.

По правилам «Премии Кандинского» заявить работу на премию может любой — как автор работы, так и стороннее лицо. В случае с выдвижением от постороннего лица автор должен в обязательно порядке подтвердить свое согласие. Видео с перфомансом Pussy Riot в Храме Христа Спасителя на соискание премии в номинации «Проект года» выдвинула Ирина Кулик, арт-критик и член экспертного совета премии. Пока девушки из группы находятся в заключении, заявки на выдвижение подписали их адвокаты.

Лонг-лист формируется в результате голосования международного жюри при участии экспертного совета - каждый из экспертов выставляет оценки произведениям по 10-балльной шкале. В «длинный список» попадают заявители, набравшие наибольшее количество баллов («Проект года» - 21 номинант и «Молодой художник года» - 16 номинантов).

Клип «Богородица, Путина прогони» по результатам голосования жюри оказался только в третьей десятке и, следовательно, не попал в лонг-лист премии.

«Я выдвигала Pussy Riot потому, что панк-молебен – это одно из самых резонансных событий, произошедших на территории современного искусства ( а их акция – это пусть и политическое, но именно что искусство)», - рассказала «Газете.Ru» Ирина Кулик. Критик полагает, что это произведение могло претендовать на внимание жюри, на включение в лонг-лист, на участие в выставке. «Но далеко не все мои коллеги по экспертному совету, как оказалось, придерживаются той же точки зрения – это их право.

Надеюсь, что в своих решениях они руководствовались сугубо профессиональными соображениями», - резюмировала Кулик.

Искусствовед Иосиф Бакштейн, наоборот, считает, что как раз включение Pussy Riot в «длинный список» и могло стать свидетельством политических мотивов такого шага и дало бы почву для обвинений в выдвижении «из сочувствия». «Здесь произошла попытка рассмотреть «Панк-молебен» именно как художественный жест», - сказал Бакштейн «Газете.Ru», «Как говорят многие мои коллеги, в акции «Войны» (в прошлом году акция «Х*й в плену у ФСБ» арт-группы «Война» получила государственную премию «Инновация» в главной номинации «Произведение визуального искусства» - Газета.Ru) был какой-то визуальный аспект. А тут художественный формат довольно расплывчатый — сказать,что это перфоманс тоже довольно сложно».

Искусствовед Андрей Ерофеев, напротив, утверждает, что c художественной точки зрения «панк-молебен» - явление выдающееся, если правильно понимать тот жанр, в котором он сделан. «Мне кажется, большая проблема нашего восприятия этой работы связана с тем, что мы не очень, как правило даже искусствоведы, понимаем в каком жанре она сделана», - поделился Ерофеев, -

«Pussy Riot продолжают линию интернационального ситуационизма, движения во Франции 50-х годов, которое и запустило жанр перфоманса. Такой перфоманс – это вариант спектакля, только такой, который абсолютно интегрирован в реальность, в котором публика не отделена от исполнителя рампой и в котором публика не извещена о том, что идет спектакль».

По мнению искусствоведа, именно незнание истории современного искусства и привело к тому что художественное произведение было принято за хулиганскую выходку, даже в арт-сообществе. «Вообще, наблюдается крен вправо, связанный с общей гнетущей обстановкой последних лет, как и в 30-е годы наше искусствоведение качнуло к академизму, неоклассицизму», - замечает Ерофеев, - «Заговорили о личных ценностях в искусстве, заговорили о его качестве, вместо того чтобы следить, любить и комментировать живой художественный процесс».

По итогам голосования в лонг-лист «Премии Кандинского» попали такие художники, как Гриша Брускин, Андрей Монастырский, Андрей Филиппов, группа АЕС+Ф, Николай Полисский и фотограф Игорь Мухин. Работы участников, попавшие в длинный список премии, будут выставлены в кинотеатре «Ударник» - экспозиция начнет работу 26 октября. «Премия Кандинского» в этом году будет вручаться в номинациях «Проект Года» и «Молодой художник», победитель получит соответственно по 40 и 10 тысяч евро.