На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Башня современного искусства

ГЦСИ отмечает свое двадцатилетие

В минувшую субботу Государственный центр современного искусства отметил свое двадцатилетие. Отчитавшись о работе, проделанной за эти годы, руководители ГЦСИ рассказали о планах на будущее, впервые представив новый проект музейно-выставочного комплекса.

Как бы ни разнились оценки художественной жизни в постсоветский период, общий знаменатель очевиден: любой эксперт скажет, что современное искусство на нашей почве приживалось с трудом. Причин тому несколько, и далеко не все проблемы можно списать на консервативные вкусы населения, воспитанные советской традицией. Как минимум не меньшей преградой на пути к торжеству contemporary art являлось отсутствие инфраструктуры и базовых институций.

Именно ГЦСИ надлежало стать одной из важнейших опорных точек – вернее, совокупностью точек, поскольку организация эта устроена по сетевому принципу. 11 августа 1992 года Минкульт издал приказ о создании такого учреждения; от этой даты и ведется летоисчисление, хотя в первые годы своего существования ГЦСИ мало походил на бюджетного монстра.

Штат из семи человек ютился в одной комнате в редакции журнала «Искусство». Работа держалась больше на энтузиазме, чем на каких-то более весомых стимулах.

Медленнее, чем хотелось бы, но дело все-таки двигалось. В 1995 году был учрежден филиал ГЦСИ в Петербурге, через два года появились структуры в Калининграде и Нижнем Новгороде, еще через два – в Екатеринбурге. В Москве институция получила в оперативное управление здания бывшего завода театрального осветительного оборудования на Зоологической улице, где после долгой реконструкции обитает по сей день. Разросся штат, накопилась приличная художественная коллекция, образовался шлейф инициатив – от конкурса «Инновация» до Биеннале молодого искусства. Словом, ГЦСИ встал на ноги и в будущее стал смотреть с оптимизмом.

Впрочем, «оптимизм» в данном случае мог бы выглядеть сугубо дежурным словом, если бы не подвижки самого последнего времени. Почти десятилетие руководство ГЦСИ лелеяло надежду на строительство в столице большого музейно-выставочного комплекса – что-то вроде парижского Центра Помпиду. Казалось уже, что ситуация не сдвинется с мертвой точки, но недавно московская мэрия все-таки отвела площадку под строительство. Не на Зоологической улице, как предполагалось изначально, а на Бауманской, где территория застроена не так густо.

Прежний проект радикально переосмыслен.

Новую версию впервые презентовали на юбилейной пресс-конференции. По словам директора ГЦСИ Михаила Миндлина (он является соавтором проекта вместе с архитекторами Михаилом Хазановым и Антоном Наговицыным), общая площадь здания составит около 44 тысяч квадратных метров, что позволит наконец решить квартирный вопрос, на данный момент довольно болезненный для институции.

В криволинейной башне поставангардной архитектуры расположится постоянная музейная экспозиция, будет оборудовано пространство для временных выставок, появится большой кинозал, разместятся запасники.

А здания на Зоологической улице предполагается переделать в научно-информационный и образовательный комплекс. В частности, историческому «Дому Поленова», построенному в 1915 году, вернут его первоначальную функцию: здесь опять возникнет детский театр.

Громадье планов мало что значило бы без бюджета, но деньги уже выделены – 4,9 миллиарда (из них 4 миллиарда подтверждены, остальное обещают попозже). Учитывая, что новый проект прошел почти все согласования, строительство на Бауманской можно начать уже в следующем году. По оценке Миндлина, при благоприятном развитии событий сдать объект в эксплуатацию через два-три года после «нулевого цикла» было бы вполне реально.

Кстати, это не единственный пример созидательной экспансии ГЦСИ: в прошлом году в Нижнем Новгороде открылась первая очередь реконструированного здания Арсенала, где обитает Приволжский филиал. Ждут своего звездного часа башня «Кронпринц» в Калининграде и здание Северо-Кавказского филиала во Владикавказе – проекты их реконструкции утверждены, дело за финансированием.

Наверное, связь между освоением новых пространств и будущим триумфом современного искусства не такая уж прямая, как кажется. Одних лишь инфраструктурных изменений мало, чтобы оптимизм из дежурного превратился во всепобеждающий. Но без «материальной базы» тоже никуда.

Новости и материалы
Фигурист Малинин выиграл финал Гран-при ISU, исполнив семь квадов
Названы участки МКАД в Москве, где чаще всего застревают фуры
Пара из Казахстана украла из сиднейского казино почти $1,2 млн
Активисты повредили витрину с исторической короной в музее Лондона
Православный активист обвинил арендодателей в пропаганде чайлдфри из-за «квартир без детей»
Путин поздравил президента Киргизии с днем рождения
«Таких просто не бывает»: как Малинину удалось исполнить семь квадов
Дуров заявил, что ЕС устанавливает нереальные правила для технологических компаний
Порт Темрюка полыхает второй день после атаки БПЛА
Российских туристов перенаправили из Венесуэлы на Кубу из-за возможного вторжения США
Подсчитано, за сколько корпоративов Долина может собрать 112 млн рублей для Лурье
Зеленский отправится в Великобританию
Латвия в очередной раз продлила запрет на ночные полеты у границы с Россией и Белоруссией
Мантуров дал поручения по оказанию помощи жителям Курской области
Пьяный мужчина приставал к незнакомке в метро Петербурга
Вошел в историю: Авербух рассказал, кто может конкурировать с Малининым
Россиян предупредили о мошенничестве с использованием фотографий
Певцов назвал условие возвращения уехавших из России артистов
Все новости