Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Свобода в белье

В столичном СК «Олимпийский» прошел концерт Мадонны

В столичном СК «Олимпийский» прошел концерт Мадонны: в рамках двухчасового красочного шоу певица призвала освободить Pussy Riot и напомнила москвичам, кому принадлежит титул королевы поп-музыки.

Было сразу понятно, что вовремя концерт не начнется. Тем не менее к назначенному афишами времени в «Олимпийском» был почти биток: зрители уже расселись по местам и принялись ожидать большого шоу. Ждать пришлось преизрядно: для начала с полуторачасовым сетом выступил шведский диджей Alesso, а затем еще час с лишним ушел на техническую паузу. В итоге ко всему привыкшие московские зрители дошли до состояния, близкого к кипению. Возмущение способствовало общению: люди стали потихоньку знакомиться и даже угощать друг друга виски.

Но вот включились огромные экраны (такого роскошного света Москва не видала со времен «Евровидения»). Зазвучала «The Prayer Overture: Act of Contrition».

То, как играет сейчас Мадонна, а точнее, большущая группа музыкантов и танцоров с нею во главе, напоминает какой-то тотальный мегамикс: так, в открывающую новый альбом (и московский концерт) «Girl Gone Wild» вкрапляется ход из «Material Girl». Причем не только в музыкальном смысле: после первого номера на экранах появляются удивительно яркие интерьеры католического собора — на алтаре крест и надпись MDNA, очевидно пародирующее каноническое INRI — Иисус Назаретянин, Царь Иудейский ». Камера взлетает вверх, вылетает через крышу виртуального собора и оказывается в небесах.

Интересно, что чем более танцевальными и «позитивными» становятся ее альбомы, тем больше в ее шоу мотивов, связанных со стрельбой и переполохом: так, на следующих песнях, «Revolver» и «Gang Bang», Мадонна «расстреливала» танцпол из пистолета. Подтанцовка танцевала на канатах, выросших из сцены, и синхронно падала с них на пол. Посыл четкий и до боли простой: смертная казнь — дрянь, людей убивать нельзя, да здравствует свобода.

В середине концерта зрителей ждал небольшой шок: артистка произнесла два известных ей матерных слова — «ох**нно» и «п****ц», причем первое ругательство у нее выходит ужасно комично и звучит как-то по-испански. Но затем, после исполнения песни «Open Your Heart», произошло нечто более серьезное. «Я хочу сказать о свободе, — сказала Мадонна. — Со мной на сцене люди со всех концов света, и мы все семья.

Мы геи, натуралы, и еще мы люди. И быть человеком самое важное.

Мне повезло, я из Америки, у нас можно выражать себя и артисту, и просто человеку, даже если люди не согласны, даже если правительство не согласно со мной. Это демократия». А затем случилось то, чего ожидали и что обязательно должно было произойти.

«Я хочу сказать несколько слов о Pussy Riot. Я уважаю и церковь, и правительство, но эти три девушки — Маша, Катя и Надя — уже заплатили за сделанное, и я молюсь за их свободу. У них есть право быть свободными», — сказала Мадонна. «Вы согласны со мной?» — обратилась она к залу, и тот ответил ей громким «да!».

После этого, вероятно, кульминационного момента концерта Мадонна появилась на сцене в темно-зеленой шапке-маске и черном белье; на спине у певицы было написано название русской панк-группы, по своей известности за последние полгода переплюнувшей даже «Тату» в годы их международной карьеры.

Два часа без перерывов и бисов — от последних, вероятно, решили воздержаться, чтобы зрители успели на метро. Но их, кажется, и не требовалось: шоу Мадонны — это такой поделенный на маленькие песни-части спектакль с постоянно меняющимися декорациями и костюмами: револьвер в руках артистки сменяет автомат, черное трико — форма барабанщицы, вот танцоры двигаются на канатах — а вот висят на лонжах; от посмодернистского мельтешения тем и образов невозможно оторвать глаз. И только задумаешься о том, какую же идею хотел высказать автор, как номер уже закончился и надо думать над следующей — или не думать, а, наоборот, выключить голову и включить глаза, чтобы наблюдать за сменой картин в этом калейдоскопе.

Этот концерт обнажил одно очевидное наблюдение. В конце 80-х альбомы Мадонны становились сенсацией, потому что с ходу прописывались в поп-истории, а снятые на грани фола клипы непосредственно свидетельствовали: поп-музыка равна сексу. В 90-е каждый ее альбом становился событием в силу того, что от одной пластинки к другой она делала гигантский шаг вперед, каждый раз находя новый источник драйва — будь то продюсер Мирвэ, с которым она работала на альбоме «Music», шведский режиссер Юнас Окерлунд, снявший ее лучшие клипы, или даже муж, режиссер Гай Ричи, приохотивший ее к кино. В случае с Мадонной всегда была здоровая творческая интрига:

что еще она сделает с поп-музыкой, что еще переведет из узкой снобской андерграундной моды в контекст тотальной мировой поп-культуры?

И каждого нового ее турне ждал весь мир — без преувеличения, с замиранием сердца.

Однако сейчас эти два потока, концертный и студийный, прежде текшие в одном направлении, вдруг пошли в направлении ровно противоположном друг другу.

После «Confessions On the Dancefloor», вышедшего в середине прошлого десятилетия, она выпустила три альбома, на которой ни одна песня так и не добилась статуса классического шлягера на все времена, каким, например, стала знаменитая «Like a Virgin». Никто, кроме фанатов, не вспомнит и не напоет сходу тему ни одной песни с ее последних альбомов «Hard Candy» и «MDNA».

В то же время ее шоу (в которых новые вещи тщательно и продуманно перемешиваются с классическими) становятся от раза к разу ярче и ярче, насыщеннее и плотнее:

к вокальным данным Мадонны, ее образу и стилистике ее песен можно относиться как угодно, но тот факт, что в Москве во вторник выступала главная мировая мегазвезда, не решится оспорить никто.

И она прекрасно отдает себе в этом отчет и это осознание транслирует: в каждом ее шоу все больше и больше высказываний на тему того, как живет этот мир и как ему бы надо жить, и каждый раз эти послания решены все красочнее, нагляднее и понятнее. И в этом смысле, конечно, лучше момент для ее концерта в России сложно было придумать: если предыдущим гастролерам, высказывавшимся в поддержку Pussy Riot, пришлось делать над собой усилие, то в случае с Мадонной и балаклава, и надпись на спине смотрелись абсолютно уместно; было бы даже странно, если бы среди всей этой пальбы, танцев, маршей не нашлось места этой протестной выходке.

Впрочем, в этом заслуга и публики с ее ожиданиями от артиста, и в этом смысле Мадонна выступила одновременно и провокатором, и барометром реакции. Главной интригой и предметом обсуждения в связи с нынешним концертом стали вовсе не она и не список песен, с которым она едет, а то, дополнит ли она свои высказывания в поддержку российских панк-заключенных сценическим жестом.

Новости и материалы
Новое предложение о заложниках должно принести «долгосрочное спокойствие» в Газу
Британия планирует создать собственные гиперзвуковые ракеты
Отряды «Хезболлы» обстреляли базу ВВС Израиля
Назначено заседание по иску «Газпром экспорта» к словацкой компании ZSE Energia
Суббота в Москве стала самым «мокрым» 27 апреля за последние 75 лет
Стало известно, за счет чего «Локомотив» может переиграть «Спартак»
В пригороде Днепропетровска прогремел взрыв
Названы основные правила, как безопасно похудеть к лету
Патриарх Кирилл счел «карательной мерой» Украины арест митрополита Арсения
Четыре украинских БПЛА уничтожены над одним из районов Брянской области
Зеленский потребовал от Запада еще больше систем Patriot
Булыкин назвал условие, при котором Слишкович останется главным тренером «Спартака»
РФ предоставила БАПОР площадку для разъяснения ситуации в Газе
В Федерации бокса России прокомментировали инцидент с гимном РФ на чемпионате Европы
Торнадо обрушился на китайский Гуанчжоу
Предстоящий матч «Спартака» и «Локомотива» назвали принципиальным
При атаке Израиля на Ливан пострадали более 10 мирных граждан
Еще два украинских беспилотника сбиты над Брянской областью
Все новости