На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Будет то, чего нам не хватает для идеала»

Интревью с замдиректора ГМИИ Андреем Толстым о программе столетнего юбилея музея

Андрей Толстой, заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по научной работе, рассказал «Газете.Ru», какими выставками музей будет отмечать свое столетие и какие подарки привезут на Волхонку из Берлина, Дрездена, Мадрида и Лондона.

Во второй половине апреля один из самых прославленных российских музеев — ГМИИ им. Пушкина — отметит свое 100-летие. Начавшись некогда с идеи Ивана Владимировича Цветаева о создании в Москве коллекции слепков, копирующих шедевры мировой скульптуры, музей впоследствии превратился в хранилище множества подлинных произведений живописи, графики, скульптуры. Круглую дату будут отмечать с размахом: заместитель директора музея по научной работе Андрей Толстой рассказал «Газете.Ru» об экспозициях по истории ГМИИ, гастролерах из музея Прадо и Дрезденской галереи и силе воображения.

— Юбилей уже близко — какие события ожидают публику в ближайшие дни и недели?

— Отмечать 100-летие Пушкинского музея мы начали еще в начале года с выставки «Книга художника. Испанская коллекция», где были показаны редкие издания в авторском оформлении Пикассо, Дали, Миро, Гриса, Тапиеса, Клаве. Получилась очень тонкая, интеллигентная, содержательная экспозиция, целиком составленная из произведений, принадлежащих двум московским собирателям. А сейчас мы вошли в завершающую стадию подготовки сразу трех больших выставок, которые напрямую посвящены юбилею. Первая из них называется «Портреты коллекционеров. Западноевропейское и русское искусство из частных собраний Москвы», она откроется на следующей неделе в здании отдела личных коллекций. Чуть позднее, но тоже в апреле, в главном здании откроются экспозиции «Пушкинскому музею 100 лет» и «Воображаемый музей» (этот проект захватит еще и пространство Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков).

— Можно поподробнее о каждом из этих событий?

— Выставка «Портреты коллекционеров» будет состоять из произведений, принадлежащих частным собирателям. Не тем, которые когда-то дарили или завещали свои коллекции музею, а ныне действующим. В сумме образуется довольно богатый свод западноевропейского искусства и весьма представительный раздел искусства отечественного. Во втором случае речь идет не только об авангарде, но и о работах XVIII и XIX столетий. Особо стоит упомянуть иконы: этот раздел получается очень разнообразным. По представительности и охвату частных московских собраний выставка буквально беспрецедентна. Ради нее уплотняется постоянная экспозиция Музея личных коллекций: новому проекту будет отдан весь первый этаж. Для примера могу назвать замечательные произведения из коллекции Петра Авена, которые прежде широко не показывались: тут и мастера «Бубнового валета», и представители русского зарубежья. Очень значимы работы из собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро, созданные художниками из объединения «Голубая роза». В европейской части выставки чересчур громких имен нет, зато сами произведения весьма сильные — достаточно упомянуть хотя бы об участии в проекте знаменитого коллекционера Михаила Перченко. Кстати, несколько интересных вещей из своего личного собрания предоставил для выставки министр культуры Александр Авдеев.

— А что подразумевает сюжет с названием «Пушкинскому музею 100 лет»? Эта выставка будет сугубо документальной?

— Не только документальной, но еще и вполне художественной. Честно говоря, реализация этого проекта давалась нам трудно; несколько раз приходилось даже переносить дату открытия. Выставка рассказывает об истории музея год за годом, и о подвижничестве Ивана Цветаева, и о первых выставках, проходивших в годы Первой мировой войны, и о создании здесь помимо коллекции слепков еще и картинной галереи, и о пополнении фондов экспонатами из Румянцевского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея нового западного искусства. Не забыты испытания, выпавшие Пушкинскому музею в годы Великой Отечественной, и грустный послевоенный период, когда здесь работала выставка подарков Сталину. Но уже осенью 1953 года открылась возрожденная экспозиция музея. А в течение лета 1955 года здесь показывали сокровища Дрезденской галереи — перед тем как передать их в ГДР. Ту выставку посетили больше миллиона зрителей, что трудно себе представить… Словом, заметных вех и событий в истории ГМИИ хватало, и почти все они нашли отражение на выставке. Планы на будущее здесь тоже представлены – в частности, макет реконструкции музейных зданий по проекту Нормана Фостера. Разумеется, в экспозицию включено множество документов и фотографий, но будут и видеохроники, и интерактивные объекты, а еще подлинные произведения искусства, которые так или иначе иллюстрируют разные этапы в жизни музея. Кстати, некоторые из этих экспонатов будут впервые показаны широкой публике.
<1>
— Расскажите, пожалуйста, о проекте «Воображаемый музей» — судя по анонсам, он должен стать одним из главных хитов юбилейной программы?

— Эту выставку мы откроем 27 апреля — впрочем, речь не о выставке в привычном понимании. Скорее, можно говорить об оммаже Пушкинскому музею в связи с юбилеем от многих музеев мира. Когда-то на Волхонке проходила выставка «Музеи мира — партнеры ГМИИ», но там привезенные шедевры просто демонстрировались в одном зале. Сейчас использована другая концепция: около пятидесяти экспонатов из музеев Европы — к сожалению, американские институции по ряду причин в проекте не участвуют, хотя они были готовы к сотрудничеству, — расположатся прямо в нашей постоянной экспозиции. Это будут работы, которых нам не хватает для некоего «идеала». Например, в Пушкинском музее отсутствуют произведения Рене Магритта и Джексона Поллока, и вот теперь они на время здесь появятся… Своими фондами к нашему юбилею поделились мадридский музей Прадо, парижские Лувр и Д'Орсэ, Государственные музеи Берлина, Дрезденская картинная галерея, Британский музей и галерея Тейт, Национальный музей изобразительных искусств из Стокгольма, миланская Пинакотека Брера — всех в разговоре не перечислить.

— Вы упомянули Магритта и Поллока, но наверняка дело ХХ веком не ограничивается?

— Конечно, нет. Скажем, Пушкинский музей никогда не владел и не владеет картинами Веласкеса, а сейчас мы можем показать у себя «Конный портрет принца Бальтасара-Карлоса» из Прадо. Какое-то время назад мы хотели получить это полотно для «выставки одной картины», но в итоге оно включено в коллективный проект.

— А как насчет античности?

— Тут не только античность, будут даже раритеты времен Шумера — например, знаменитая «Аккадская лира» из Британского музея. Государственные музеи Берлина прислали египетские древности. Кстати, поздравляют ГМИИ не одни лишь зарубежные музеи: коллеги из Эрмитажа «делегировали» к нам великолепную золотую чашу из скифского кургана Куль-Оба. Все эти и другие экспонаты будут деликатно пристроены в соответствующие разделы нашей постоянной экспозиции. Само название «Воображаемый музей» позаимствовано у Андре Мальро, и, пусть физическое воплощение проекта по определению никогда не могло бы дотянуться до совершенства и абсолюта, все же некоторые признаки «идеального» в виде заполнения лакун здесь проглядывают.

— Ожидаются ли еще какие-нибудь значимые события до конца юбилейного года?

— Осенью откроется фотографическая выставка, посвященная съемкам внутри Пушкинского музея: здесь будут интересные работы и крупные имена. А из гастрольных проектов могу назвать выставку в рамках цикла «Под сенью дружных муз»: мы покажем западноевропейское искусство из музеев Украины. И, конечно, очень ждем выставку работ Шарля Ле Корбюзье из Парижа. В нее войдут не только образцы архитектурного творчества, но и его дизайнерские проекты, и декоративно-прикладные произведения, и живопись. Планируем, что эта экспозиция приедет к нам в конце сентября. А под занавес года пройдет, как обычно, фестиваль «Декабрьские вечера», художественной составляющей которого будет уникальная по полноте выставка итальянского рисунка из собрания Пушкинского музея.

Что думаешь?
Загрузка
 
Вкус не тот. Почему замораживать готовую еду на месяцы — не лучшая затея