Держитесь подальше от торфяных болот

В прокат выходит «Женщина в черном» Джеймса Уоткинса

Максим Эйдис 14.03.2012, 10:34
__is_photorep_included4090529: 1

В прокат выходит «Женщина в черном» — триллер Джеймса Уоткинса об одном загородном путешествии с Дэниэлом Рэдклиффом, снятый по старому и недоброму роману Сьюзан Хилл.

1920-е. Молодой юрист Артур Киппс, воспитывающий в одиночку маленького сына (красавица-жена скончалась родами), получает от своего начальства ответственное задание: ему надо отправиться в глухую деревушку, расположенную где-то на северо-восточном побережье Англии, чтобы разобраться там с бумагами покойной миссис Элис Дрэблоу, владелицы особняка Ил-Марш, предназначенного для продажи.

Артура ждет не самый теплый прием: жители деревушки встречают его недоброжелательным молчанием, а то и открытой враждебностью, причину которым обескураженный адвокат никак не может уяснить. Впрочем, Киппс здесь ненадолго, буквально на несколько дней. С трудом (никто не хочет подвозить) добравшись до мрачного поместья (на стенах перекосившиеся картины, мебель, как в саван, укатана в белую ткань, везде паутина и пыль), Артур принимается было за тоскливую бумажную работу. Но когда внезапное вторжение невесть откуда взявшейся вороны заставляет его раскрыть окно, Киппс, выглянув наружу, с удивлением замечает на живописном кладбище неподалеку силуэт женщины в черном платье. Заинтригованный, Артур выбегает из дома – и попадает в плотное облако тумана, в котором ни зги не разглядеть, но слышны отчаянные детские крики...

Первая экранизация новеллы современной английской писательницы Сьюзан Хилл (кстати, столь же далекая от оригинала), строго говоря, не была экранизацией, поскольку была снята не для кино, а для телевидения.

Тем не менее, «Женщина в черном» (1989) режиссера Герберта Уайза стала культовой в кругах маргинальных киногиков, любителей всего необычного; снятый в жанре мистической драмы телефильм вряд ли можно назвать по-настоящему страшным, скорее – любопытным, мрачным и пугающим. Тем же статусом широкой известности среди тонких ценителей обладает и «Райское озеро» - дебютный фильм Джеймса Уоткинса, снятый им четыре года назад при участии Келли Райлли и тогда еще не выбившегося в суперзвезды Майкла Фассбендера. Бесчеловечный триллер о неудачной поездке за город своим мизантропическим реализмом напоминал самые зверские работы Михаэля Ханеке;

взявшись за экранизацию «Женщины в черном», Уоткинс решительно сменил почерк, разумно избрав для классической истории с привидением классическую же стилистику готики, суровых ландшафтов севера Британии, молочно-белых туманов и смертельно опасных торфяных болот.

Классический хоррор сейчас – редкость; искусно выполненные жанровые работы проиграли борьбу за экраны псевдодокументальным безделушкам, снятым за три цента нервно трясущейся ручной камерой. Эстетика «Ведьмы из Блэр» и YouTube победила (что неудивительно, в силу скромных бюджетов мокьюментари) – хотя начинает уже порядком надоедать зрителям, давно переставшим верить в подлинность очередных «найденных записей» и искренне недоумевающих, почему им приходится за деньги смотреть любительское видео на большом экране.

Любопытно, что на защиту традиционных жанровых канонов сегодня встала студия, ставшая знаменитой благодаря ширпотребу, фильмам класса «Б»: каждый из пяти хорроров возродившейся в 2008 году из пепла «Hammer Film Productions» (за исключением разве что римейка «Впусти меня») – пусть и не шедевр, но наглядное пособие для начинающих. «Женщина в черном» тут, наверное, самый яркий пример. Несмотря на довольно нелепую концовку, неуместного Дэниела Рэдклиффа, привычно играющего все того же персонажа, и чрезмерное количество эпизодов, которые в английском принято называть boo moments,

в фильме Уоткинса, как в учебнике, можно найти все ингредиенты канонической страшилки — наследницы «Невинных», «Сияния» и множества других фильмов, заставляющих и сейчас останавливать DVD на середине, потому что больше нет сил бояться, и не выключать свет перед тем, как ложиться спать.

Апеллирующие к детским страхам образы и приемы — огромный дом со скрипучими половицами, механическая музыка, жуткие заводные игрушки, внезапно мелькающие в зеркалах невнятные очертания потусторонних гостей – вряд ли когда-нибудь перестанут быть действенными; приходящие из бессознательного страхи так же неизменны, как неизменно — возможно, к сожалению - и само устройство человеческой души.

Возможно, именно поэтому «Женщина в черном», хоть и смотрится сегодня немного анахроничной, все так же честно выполняет главную задачу хоррора – вселяет в зрителя необъяснимый, иррациональный ужас, оборачивающийся на выходе из кинозала великой иллюзией: быть может, наш повседневный мир не так уж плох? Во всяком случае, в нем хотя бы не бродят мстительные неутолимые призраки, которые охотятся на детей. И на том спасибо.