Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зависшие в воздухе

Первые фильмы конкурса Берлинале-2012

Первые фильмы конкурса Берлинского кинофестиваля посвящены любви и свободе — любви и страсти между монахом и монахиней и стокгольмскому синдрому у заложницы.

Единственный конкурсный фильм Берлинале с российским участием, «Машина Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона, снят по-английски. Тем не менее в еще одной картине, претендующей на «Золотого медведя», все-таки звучит русская речь. Более того, главную роль там сыграла русскоязычная актриса. Тамила Кулиева родилась в Баку, училась во ВГИКе, живет в Европе, работает в греческом театре.

Ее героиня – русская монахиня с неправдоподобно красивым именем Урания, чья обитель располагается в легендарной Метеоре – природном заповеднике, где со средних веков функционирует несколько монастырей. Так фильм и называется — «Метеора». Его автор – такой же космополит, как и Кулиева: режиссер Спирос Статулопулос родился в Греции, вырос в Колумбии, где снял свой первый фильм, а учился в Калифорнии. Как и второй исполнитель, уроженец Афин Тео Александер, сделавший карьеру в Штатах, где играл в сериалах телеканала HBO. Вот так сегодня делается авторское кино: без границ.

Одно из значений слова «meteora» — «зависший»: гигантские скалы, каменные столбы (один вид которых моментально заставляет забыть о летающих камнях из «Аватара») будто бы висят в воздухе.

Такая же судьба ожидает героев – Уранию из женского монастыря и Теодороса из мужского, через бездну напротив. Обмениваясь на закате солнечными зайчиками – из кельи в келью, они довольствуются молчаливыми свиданиями во время службы в церкви и редкими встречами внизу, в долине, все население которой состоит из угрюмого козлопаса и старика-фермера. Поначалу и он, и она усердно усмиряют плоть: она жжет руку на огне свечи, он навещает живущего в пещере аскета, и он, и она беспрестанно молятся. Но потом Теодорос все-таки решает купить у пастуха козью ногу, приготовить в каменной печи рагу и пригласить Уранию на пикник в низине, под сенью одинокого дерева, символический смысл которого очевиден. Кто они – Адам с Евой, Абеляр с Элоизой, Тристан с Изольдой? Удастся ли им избежать грехопадения, а если нет, то какими будут последствия?

Кино на подобный сюжет – затея рискованная: очень трудно удержаться от картинной пошлости, благо вокруг природные и архитектурные красоты, да и персонажи фильма хороши собой. Статулопулос, выступивший тут также в качестве сценариста и оператора, решает эту задачу довольно изящно.

Сделав местом действия Метеору, он избавил сюжет от искусственности: для православных монаха и монахини вопрос о том, не переспать ли друг с другом – отнюдь не шуточный.

За время просмотра, пожалуй, можно бы и забыть о том, что действие разворачивается в наши дни, хотя как раз забыть об этом режиссер не дает, снимая красоты на цифровую камеру и приглашая на большинство ролей актеров-непрофессионалов, при помощи которых регистр моментально переключается с игрового на документальный. С другой стороны, Теодорос и Урания – персонажи почти мифологические, и в естественном сумеречном свете их лица напоминают почерневшие от времени иконы. Чтобы снизить пафос и добавить в возвышенную историю абсурдного юмора, Статулопулос перемежает действие анимационными вставками. В этих примитивистских мультфильмах оживают византийские иконы, по которым, как по страницам комиксов, путешествуют навстречу друг другу горе-влюбленные.

«Метеора» – картина действительно зависшая: между небом и землей, мужчиной и женщиной, духовными исканиями и приземленной эротикой; между анимацией, документалистикой и мифом. Эта скромная, камерная, но изобретательная и необычная картина – повисший в воздухе вопрос о том, куда деваться кинематографу, утратившему способность рассказывать простые истории и вынужденному прибегать к формальным уловкам, чтобы вернуть свежесть восприятия.

По сути, тем же вопросом озабочены все конкурсанты Берлинале-2012.

Схожая растерянность слышится в картине братьев Тавиани «Цезарь должен умереть». Судя по всему, состояние это продуктивное – престарелые классики итальянского кино впервые за много лет сняли живой и остроумный фильм.

Его литературная основа – шекспировский «Юлий Цезарь», а основа фактографическая – римская тюрьма для особо опасных преступников, где режиссер Фабио Кавалли под прицелом камеры Тавиани ставит хрестоматийную трагедию при участии заключенных.

Брут, Кассий, сам Цезарь – фактурные мужики, одно загляденье, да и текст вспомнить приятно: смотрится на одном дыхании. А картина остается зависшей на нейтральной полосе между документальным репортажем и условным спектаклем.

Или долгожданная лента фестивального фаворита, скандально известного Бриллианте Мендозы «Пленница» с Изабель Юппер в главной роли (за ее производством отдельная история: Юппер дала Мендозе в Каннах режиссерский приз, а теперь у него снимается). С одной стороны, пугающее своей реалистичностью повествование на основе подлинных событий, хроника похищения десятка заложников группой террористов-исламистов. А с другой,

типическое гуманистичное кино во вполне европейском духе, где народная артистка Франции «дает Станиславского», постепенно проникаясь мотивами и интересами хороших парней с автоматами наперевес.

И выходит, что при всем декларируемом радикализме кино выдержано в духе «чего изволите».

В связи с этим вспоминается первый из упомянутых нами фильмов — герои «Метеоры», уходя все дальше от родных монастырей, разучивают некий общий язык, на котором наконец-то смогут объясняться. Пока в их лексиконе всего два слова – свобода и отчаяние. Похоже, именно этих двух качеств пока категорически не хватает современному авторскому кино – и любопытно, что отыскать их удается как раз в картине о любви монаха и монахини.

Новости и материалы
Глава МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Байден не интересуется действиями Трампа в судебных процессах
В Венесуэле сообщили, что страна считает себя частью БРИКС
Выяснилась причина, зачем родители нагружают детей секциями и проверяют их телефоны
Депутаты поделились идеями насчет отдыха на майские праздники
Белоруссия прописала в военной доктрине недопустимость нападения на другую страну
Солдатам ВС Франции обещают солидное вознаграждение за участие в боях на Украине
В Пентагоне признали провал поставленного США на Украину оружия
Все новости