Премьер-министр и кандидат в президенты России Владимир Путин на встрече с доверенными лицами, прошедшей в среду, отказался запрещать современное искусство. Предложение поступило от художника Ильи Глазунова: мэтр попросил защитить реализм, который в условиях конкуренции не может пробиться, и художники-реалисты вынуждены уезжать из страны. В качестве примера Глазунов вспомнил про выставку современного искусства, центром экспозиции которой был унитаз, а мерой защиты предложил ограничение современного искусства.
Премьер желание «запрещать» не поддержал и напомнил про то, что раньше уезжали представители как раз новых направлений.
«Малевич ведь тоже когда-то уехал. И «Черный квадрат» он написал там, за границей», — приводят слова Путина РИА «Новости».
Затем премьер пустился в искусствоведческие размышления, заявив, что Малевич — «не живопись в традиционном понимании», а «философское выражение видения чего-то».
«Он так представлял мир. Конечно, это («Черный квадрат» — «Парк культуры») не требует каких-то особых данных, но Малевич такими данными обладал, он хорошо рисовал», — заключил он.
Художник Юрий Шабельников считает, что высказывание Глазунова — это «провокация».
«На протяжении всей советской эпохи современное искусство гнобили, преследовали — зачем? Чтобы сейчас выслушивать вот это?» --
так Шабельников прокомментировал «Парку культуры» предложение доверенного лица кандидата в президенты.
«Современное искусство вполне реалистично хотя бы потому, что оно стремится говорить на том же языке, которым мы пользуемся в жизни. Сегодня самый реалистичный вид искусства — это видеоарт. Художников, которые говорили бы «я хочу продолжать традиции XIX века», их нет, это нонсенс», — уверен директор музея современного искусства PERMM Марат Гельман.
Интересно, что и художник, и директор музея отказались считать самого Глазунова реалистом.
«Очень странно слышать от Глазунова о реализме. Его живопись это никакой не реализм, а иллюстрации к русским народным сказкам. В академической живописи Глазунов просто несостоятелен», — сказал Юрий Шабельников.
«Путин попал в неловкую ситуацию, — согласился с ним Гельман, — он как бы принял, что Глазунов реалист. А тот на самом деле рисует фантасмагории из собственной головы».
Причина же неловкости, по мнению галериста, в том, что культурной политикой должны заниматься не политические деятели, а художественные институции.
«Надо не ограничивать современное искусство, а сами разговоры об ограничении», — добавил Гельман.
Впрочем, в отличие от Глазунова, премьер был настроен вполне миролюбиво:
«Запрещать что-то или закрывать не стоит. Мы же уже закрывали, запрещали, --
напомнил он. — Поддерживать реализм, безусловно, нужно. Не социалистический, а просто реализм».
Совершенно противоположного мнения придерживается Юрий Шабельников, потребовавший вместо расплывчатого «реализма» поддержать русский авангард. «Почему на подобных встречах не ходит разговора о том, что у нас до сих пор нет музея русского авангарда, который почитают за честь выставлять все мировые музеи? — возмущался художник. — Почему никто из них не задал Путину этот вопрос?»