Артель под названием Tanatos Banionis была выращена в пробирке около года назад и с тех пор усиленно рекламируется, хотя никто толком не знает, из кого именно она состоит и какие цели преследует. Сей творческий коллектив, связанный незримыми нитями с галереей «Триумф», можно было бы счесть откровенной мистификацией, когда бы не набирающая обороты активность.
Безвестные авторы заигрались в войнушку и никак не могут остановиться.
На этот раз они выдали мультимедийный проект, который занял обширное выставочное пространство и производит впечатление предельно дорогостоящего. Впрочем, солидный бюджет – единственное неоспоримое достоинство мероприятия, насчет остальных параметров мнения сильно расходятся. Нагорожено всего много: тут и лайтбоксы, подкрашенные акварелью, и видеодокументация перформанса, и предметные инсталляции, и компьютерная анимация, и тушевая каллиграфия. Но общий смысл затеи не так уж очевиден.
Взять пятерых добровольцев из числа прекрасного пола, нанести им на спины тату с символикой японских камикадзе и устроить на подобном базисе шоу, прославляющее «путь воина»,
– во всем этом проглядывают нездоровые амбиции пополам с претензией на интеллектуальную продвинутость. Конечно, постмодернистских провокаций никто не отменял, жанр и по сей день можно считать процветающим. Но что-то у них, у «танатосов», не срастается.
Татуировки на спинах – это ладно, и не такие блажи закрадываются в иные головы. Раз девушки сами согласились, пусть теперь носят на себе портреты японских адмиралов, абрисы истребителей «Зеро» и «плавающие хризантемы», которые символизируют «верность перед лицом неминуемого поражения». Если устроители не обманывают, татуировки несмываемые. Проверить, впрочем, затруднительно: на вернисаже моделей демонстрировали из-за стекла, приставив для строгости охранника в наряде ниндзя.
Это зрелище сразу напомнило о практике бельгийского художника Вима Дельвуа, наносящего татуировки на свиней и продающего потом их кожу за большие деньги.
Есть надежда, что до такого исхода здесь дело не дойдет... Девушки играют в проекте будто бы символическую роль, уподобляясь камикадзе в части «мужественного выбора». Заявка более чем сомнительная. А дальше смысловая путаница только нарастает.
Инсталляция с фаянсовыми черепками, знаменующая «2322 погибших летчика», – это про что? Если и впрямь про Вторую мировую, то где цифры с потерями американских ВМФ, к примеру? И куда спешат виртуальные истребители, бороздящие грозовые небеса на большом экране? Уж не в сторону ли бухты Перл-Харбор? А предсмертные стихи камикадзе, выведенные на многочисленных свитках, – это некая «книга памяти», что ли?
Сопрягаясь с акварельными видами синтоистских храмов, ветками цветущий сакуры и бесконечными портретами со спины тех самых безбашенных моделей, символы японского милитаризма образуют многослойный коктейль, смаковать который не тянет.
Как и разбираться, что имели в виду авторы, набрасывая в кучу едва ли не всю «японщину», какая могла померещиться. Скорее всего, художественная артель намеревалась просто поразить взор и смутить воображение зрителя, а ради другой цели и напрягаться вроде незачем. Скандала вроде того, что случился при награждении «Премией Кандинского» Алексея Беляева-Гинтовта с его державным, ультраправым проектом, здесь как-то не намечается, но провокационный задор присутствует. Глядишь, публика слегка эпатируется – вот и еще один шаг к популярности. Каковая здесь, судя по всему, является самоцелью.