Все как обычно, никаких сюрпризов: Морган Фриман мудр и спокоен, Джек Николсон экспрессивен и витален. Герои произносят с экрана реплики в той же степени многозначительные, что и тривиальные спичи про смысл жизни из широко известных брошюр, предлагающих за сто страниц и примерно столько же виртуальных шагов достичь счастья, нирваны, богатства, славы — да, в общем, чего угодно, нужное подчеркнуть. По всем признакам «Пока не сыграл в ящик» — вроде бы типичная голливудская мелодрама. Что-то среднее между романтизированной моралью и морализаторской романтикой: на фоне сентиментально-драматического сюжета тут понемногу обсуждается и близость смерти, и дети как жизненная цель, и 40 лет брака против богатого опыта, и жажда жизни, и потерянные возможности. А скрашивает вялую демагогию яркий актерский дуэт, лишь ради которого можно сделать над собой усилие и мужественно вытерпеть эту обучающую программу.
Фильм, однако, не совсем обычный.
Все-таки не каждый день появляется комедия про терминальных раковых больных. А «Пока не сыграл в ящик» — именно комедия и именно про умирающих. Картер Чемберс (Морган Фриман) и Эдвард Коул (Джек Николсон), миллионер и автомеханик, кажется, не имеют ничего общего, кроме того, что они лежат в одной больничной палате, у них рак четвертой степени и впереди полгода, максимум год, жизни. И вот, наплевав на заветы докторов и проигнорировав новое экспериментальное лечение, под осуждающим взглядом жены Чемберса они сбегают из больницы, написав предварительно список желаний — то, что они хотят успеть сделать за оставшееся им на этом свете время.
Список не содержит ничего выдающегося — так, сделать тату, прыгнуть с парашютом, забраться на Эверест, поцеловать самую красивую женщину, покататься по миру…
И, сидя на египетских пирамидах или прохаживаясь по алее рядом с очередной культурной древностью, герои ненавязчиво дискутируют про любовь и смерть, добро и зло, что свято, что грешно, и тому подобное.
Казалось бы, во всем этом нет ни капли смешного. И уж тем более нового. Практически неотличимый сюжет имеет фильм «Достучаться до небес», да только, своровав немецкую историю, Голливуд ее подточил и из сентиментальной трагикомедии превратил в настоящий сеанс психоанализа.
Если так пойдет и дальше, психоаналитики имеют все шансы остаться без работы: зачем ходить к врачу и обсуждать с ним экзистенциальные страхи, если можно с тем же успехом, но за меньшие деньги посмотреть полуторачасовой фильм, в котором расскажут о правильном отношении к вопросам бытия и закалят психику. С психикой, кстати, у американцев, судя по всему, все в порядке: «Пока не сыграл в ящик» уже собрал больше $80 миллионов, продержавшись две недели в топе американского бокс-офиса. А ведь это фильм, в котором нужно смеяться над больными, поочередно бегающими тошниться в сортир из-за последствий химиотерапии, и шутками вроде «Как вам катетер?» — «И как я раньше без него жил?!».
К слову, завидным психическим здоровьем должны обладать не только зрители, но и актеры — Джек Николсон и Морган Фриман.
Но вовсе не потому, что им приходится играть отходящих в вечность от тяжелой болезни, просто они бесстрашно изображают самих себя. Пожилых, уходящих со сцены героев, которые напоследок решили покуролесить. Их герои делают татуировки, а они играют в дурацких второразрядных комедиях.