Премия «Блокбастер», вручаемая с 1997 года (правда, с 1997 по 2001 она носила неблагозвучное название «Призы еженедельника Видеомагазин»), в отличие от других премий — «Ники», «Золотого орла», «Белого слона», «Кинотавра», апеллирует не ко вкусам учредителей премии, а к финансовым показателям. Главным критерием успеха фильма является его кассовый успех.
Премия состоит из двух частей — отдельно отмечаются продажи DVD, отдельно кинопрокат. «Хитами года», то есть наиболее продаваемыми фильмами на DVD, на вчерашней церемонии были объявлены: «Монгол», «Любовь-морковь», «Апокалипсис», «Ночь в музее», «Призрачный гонщик», «Казино Рояль», «Параграф 78. Фильм второй», «Гарри Поттер и Орден Феникса» и «12». А самым продаваемым из продаваемых, то есть «чемпионом продаж в СНГ», признан фильм «300 спартанцев».
Что же касается успехов в прокате, то самыми большими кассовыми сборами и званием «Чемпион кинопроката СНГ» может похвастаться «Пираты Карибского моря: на краю света», собравший $30.85 миллионов.
Эта сумма приблизительно равна прошлогоднему результату «Пиратов Карибского моря: сундук мертвеца», заработавшему прокатом $30,65 миллионов, но не дотягивает до суммы, которую собрал чемпион проката позапрошлого года «Дневной дозор» — $34,02 миллиона.
Российские фильмы тоже присутствуют в шорт-листе «Блокбастера-2007»: «кассовыми хитами кинопроката» названы «Бой с тенью-2: Реванш», «Жара» и «Волкодав из рода Серых Псов». Однако чемпионство в прокате вовсе не означает, что фильм окупился. Так, например, вроде бы неплохой результат «Волкодава» ($20,02 миллиона), несмотря на то, что это третья по размеру сумма сборов, свидетельствует лишь о том, что фильм провалился, ведь его бюджет составлял порядка $20 миллионов. Примерно половину сборов забирают кинотеатры и еще около 15% — дистрибьюторы. И получается, что прокатчикам от общей суммы сборов остается примерно треть. Еще один «хит» минувшего года — «Бой с тенью-2», собравший $11,77 миллионов при бюджете в $7 миллионов, как несложно подсчитать, остался в минусах.
Вообще, главным уроком прошлого года стало осознание того, что Россия — край для «кино за пять рублей», и время масштабных блокбастеров наступит — ой, как не скоро.
Пока что в нашем прокате окупаются исключительно малобюджетные фильмы — вроде «Жары», которая с бюджетом в $1,7 миллионов заработала $15,7 миллионов. А блокбастеры, сколько ни вбухай денег в рекламу — у того же «Волкодава» на рекламу ушла половина фильма — если что и могут принести своим создателям, то разве что долговую яму. Порог того, что фильм может заработать в кинотеатре, пока что ограничен суммой в 35 миллионов («Дневной дозор»), обусловленной количеством людей, регулярно посещающих кинотеатры, и частотой, с которой они готовы ходить в кино. А количество зрителей у нас упорно не желает увеличиваться. Соответственно, и бюджет в десять миллионов для российской картины — потолок.
Единственным исключением стала «Ирония судьбы. Продолжение», с самого начала задуманная как проект, призванный взломать устоявшиеся возрастные рамки аудитории и привлечь в кинотеатры, которые впору переименовывать в «кинотеатры юного зрителя», кого-нибудь постарше. Судя по сборам — порядка $50 миллионов — ей это удалось. Но этот случай уже выходит за хронологические рамки «Блокбастера-2007», поэтому о нем позже.
Пока же премия «Блокбастер» рисует нам невеселую общую картину: суммарный объем сборов российских картин за 2007 год — $148 миллионов, и это меньше трети от всех кассовых сборов по России. Из нескольких десятков фильмов, вышедших в прокат в 2007 году, окупились (то есть сборы от которых более чем вдвое превысили бюджет) всего три: «Любовь-морковь», «Жара» и «День выборов», а все громкие хиты вроде «12», «Глянца» и «Боя с тенью-2» планку эту не преодолели. И, похоже, в России словосочетание «некоммерческое кино» пока что имеет очень условное значение.