В галерее «Триумф» открылась выставка «Джейк и Динос Чэпмен. Избранное». Это первая в столице масштабная экспозиция очень известных, очень скандальных и очень дорогих английских художников.
Начинали они в группе «Молодые британские художники», из которой вышли Дэмиен Херст, Трейси Эммин, Марк Куинн. Известность к братскому тандему пришла после выставки «Сенсация» 1997 года в Королевской академии искусств в Лондоне. Экспозиция вызвала большой скандал, и за Чепменами надолго закрепилось звание «главных извращенцев» современного британского искусства. И они сделали все возможное, чтобы его поддержать.
Скандал следовал за скандалом, соответственно росла и стоимость работ братьев. Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани подавал на них в суд от лица оскорбленных католиков, в 2003 году недовольный посетитель залил красной краской одну из картин Чепменов, братья устроили несколько драк с галеристами, а ярмарка Frieze в октябре 2007 года вызвала недовольство уже у Банка Великобритании – там Чэпмены разрисовывали банкноты в 50 фунтов, что увеличивало их стоимость практически на порядок. Скандалов, похоже, опасаются и московские устроители – выставка де-факто работает в полузакрытом режиме и перед посещением необходимо предварительно созвониться с организаторами.
В московской экспозиции представлено несколько проектов скандального дуэта. Специально для этой экспозиции братья «оттюнинговали» несколько классических работ - московские галеристы купили на западном аукционе несколько дешевых картин европейских художников XVIII-XIX веков, а братья пририсовали благообразным джентльменам и барышням в чепцах трупные пятна, ослиные уши или разрезанные рты. По словам совладельца галереи Емельяна Захарова, в результате звездной переделки «стоимость картин с одной-двух тысяч евро выросла в десятки раз».
Кроме того, в «Триумфе» можно увидеть и приобрести серию гравюр «Моя большая книжка-раскраска» – фирменные измывательства уже над картинками из детских книжек - зубастые мишки, волчата сплошь покрыты глазными яблоками и т.п. Есть и несколько скульптурных проектов – выставляемые еще на «Сенсации» сросшиеся манекены голых подростков с носами-эрегированными членами, ртами-анусами и влагалищными складками в натуральную величину и на неподходящем месте. Ну и, конечно, знаменитый «Ад» - своеобразная интерпретация «Бедствий войны» Франциско Гойи, ставшая финалистом премии «Тернера». Эту композицию приходится разглядывать в лупу – иначе не рассмотреть в подробностях тысячи крошечных фигурок издевающихся друг над другом немецко-фашистских солдат. Простым глазом, к примеру, не рассмотреть насаженные на палки оторванные головы, которыми иные фашисты отбиваются от костлявых зомби.