На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Ой, болят мои крылья

Фильм «Система Путина»

,
Фильм «Система Путина» Жан-Мишеля Карре и Джилл Эмери стал самым скандальным событием программы Амстердамского фестиваля документального кино.

В голландских городах почти нигде нет занавесок на окнах, даже на первых этажах. Идешь мимо – подглядываешь в чужую жизнь: мужик фотографирует свою обнаженную подружку, а в следующем окне ребенок читает книгу, а дальше старушка пьет чай — весь город открыт для вуайеристов, не нужно никаких пип-шоу. Посреди этой стихийной документалистики вот уже двадцать лет существует Амстердамский фестиваль документального кино IDFA. На фестивале показывают не только документалки, но и политические и социальные мультики, даже фальшивое документальное кино: в этом году зрители должны угадать, какой фильм в одной из программ – псевдодокументальный.

Фильм «Система Путина» (Le Systeme Poutine) Жан-Мишеля Карре и Джилл Эмери IDFA позиционирует как один из самых скандальных в программе.

Наиболее тиражируемый кадр из фильма: президент Путин по колено в Москве, спиной к зрителю, уходит вдаль, расправив белые крылья.

За день до показа «Системы Путина» на IDFA проходил семинар кинокритика Джона Андерсона из New York Times. Он рассказывал, как надо писать о документалистике: здесь, в отличие от художественного кино, надо проверять факты и смотреть, не манипулирует ли режиссер сознанием зрителя. Если оказывается, что факты подтасованы, но фильм при этом социально важный и нужный, критик может сначала объяснить, в чем важность фильма, а в конце статьи упомянуть о некоторых проблемах нарратива.

Когда рассуждаешь о «Системе Путина», к проблемам нарратива хочется перейти сразу и долго на них топтаться.

Но сначала все-таки про важность и нужность. Это фильм о рождении диктатуры и о России, принадлежащей Путину. Французский телевизионщик Жан-Мишель Карре, автор документального фильма о гибели подлодки «Курск», и журналистка Джилл Эмери сделали интервью с разными людьми – от Владимира Буковского и Гарри Каспарова до Витаутаса Ландсбергиса и бывшей учительницы Путина Веры Гуревич. Их слова идут встык с кинохроникой и цитатами из фильмов про разведчиков. Получается краткая наиновейшая история России, история мальчика Володи, маленького патриота, который с юности мечтал стать гэбистом и обладал удивительной способностью «превращать поражение в победу». Учительница Путина трогательно рассказывает в фильме, что она советовала Володе еще в начале его политической карьеры последить за походкой: «А то ты ходишь, как пингвин». Теперь он ходит по-другому. Один из самых поразительных эпизодов фильма – кремлевская хроника ельцинских времен, Борис Николаевич встречается с кем-то, вокруг него стоят бессмысленно улыбающиеся люди, и только один человек из присутствующих смотрит на Ельцина пристально, мрачно и оценивающе.

По силе воздействия кадр приближается к лучшим эпизодам «Чужих» или «Похитителей тел».

Создатели фильма объясняют, что у них было 200 часов материала – 200 часов интервью с разными людьми, в том числе и со школьными друзьями Путина. Но им пришлось отказаться от этих эпизодов, чтобы рассказать не о человеке, а о системе. Они хотели взять интервью и у самого Путина, но ни президент, ни люди из его окружения не согласились встретиться со съемочной группой. В фильме есть только Василий Якеменко, лидер «Наших».

История России оказывается историей убийств, шантажа, манипуляций. Историей борьбы с олигархами, которые когда-то были союзниками, историей газовой войны, подавления свобод. Но главный, «царский» период Путина в фильме дан скомканно и невнятно, несмотря на хронику Беслана, «Курск», Украинскую революцию, смерть Политковской.

Получился плохо смонтированный сумбур с вкраплениями видеоарта и «говорящими головами».

Есть и здесь одно живое интервью. Директор музея Сахарова Юрий Самодуров говорит: «Никто из людей моего поколения не думал, что мы доживем до краха коммунистической системы. И когда это произошло, мы все считали, что это уже никогда не вернется. Но я боюсь, что это вернулось», — и тут видно, что у него слезы текут по щекам. На этом интервью можно было сделать фильм гораздо более сильный и внятный, чем получилась «Система Путина».

В конце фильма Григорий Явлинский предупреждает, что русская авторитарная система крайне нестабильна и произойти может что угодно. Авторы хотели закончить на этом, но потом дали встык еще и клип «Наших» с врезанными туда кадрами из «Стены» Алана Паркера. И тут мы приходим к проблемам нарратива. Фильм «Система Путина» бесконечно интересен – но не своими интервью или анализом, а своей стилистикой. Где-то в Сети можно найти переписку Посла России в Бельгии с начальником бельгийской телекомпании, транслировавшей «Систему Путина».

Российский посол возмущается тем, что фильм – «низкосортная пропагандистская акция, воспроизводящая худшие примеры времен «холодной войны».

Похоже, главная заслуга Жана-Мишеля Карре и Джилл Эмери в том, что они, сами того не осознавая, почувствовали российскую смену стилистики. Верноподданическая истерика не поддается взвешенному анализу, на нее можно реагировать только контрпропагандой. И получается плохой с точки зрения кинематографа фильм, в котором все передергивания и логические нестыковки – это просто ужас перед возвращением старых времен. Советская стилистика давно уже возвращается в российской прессе и на телевидении (в фильме, в частности, кто-то из интервьюируемых заметил, что если по телевизору показывают Путина, то речь идет только о хороших новостях, в плохих новостях Путина не показывают). А ее окончательное торжество – появление столь же пафосной антисоветской стилистики. И самое обидное – как быстро и охотно возвращается готовность любить власть или противостоять власти. И как легко забывается довлатовское «советское, антисоветское – какая разница».

Новости и материалы
В Госдуме заявили, что деторождение — главная функция женщины
На Урале начали проверку из-за задержки авиарейсов в Египет
Антон Батырев об актуальности военных фильмов: «Кровищи и спецэффектов хватит»
Тренер «Динамо» подал в отставку
Продажи электромобилей взлетели на 57% в России
Белоусов рассказал о продвижении ВС России в районе Кучеровки
«Что будет в конце, никто не знает»: Мерц высказался о признании Палестины государством
Геймеров назвали самыми лучшими мужьями
Мостовой отказался оценивать работу Романова на посту тренера «Спартака»
Человек сгорел на крыше электрички на Украине
Врач назвал четыре фрукта для улучшения пищеварения
«Пришла пора смирения»: Дерипаска высказался о критике в адрес главы ЦБ
Игру «Русы не против Ящерок 2» заблокировали в Steam
Большунов не вышел на награждение по итогам масс-старта
Литва может прекратить автобусные рейсы с Белоруссией
Ларису Долину не добавили в общий номер «Песни года»
В Швейцарии хотят установить предельную численность населения
Полицейский сбил велокурьера в центре Москвы
Все новости