На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

А ангелы все падали и падали

Выставка «Новый ангеларий»

Если вы пришли в Музей современного искусства и увидели там огромное количество ангелов - это не белая горячка, это выставка «Новый ангеларий», которая помпезно — заглянули Церетели, Василий Аксенов и ангел смерти искусства — открыла столичный выставочный сезон.

Кураторы Иван Колесников и Сергей Денисов выбрали ангелов в качестве главной темы своей выставки. Как говорится в старом анекдоте, понять это невозможно, это можно только запомнить. Сами кураторы в вводной статье в каталоге среди прочего заявляют «В Москве многие из нас сталкиваются с Ангелами не только на арт-выставках, но, если повезет, и в реальности. Поэтому идею сделать проект об Ангелах Сегодняшних не следует считать случайной». Для пущей убедительности слово «ангелы» пишут с большой буквы.

Обычно такие разговоры ведутся в ангелариях типа чебуречной или другой «наливайки», только чаще не об ангелах, а о чертях, но очень серьезно.

С той же степенью серьезности отнеслись к проекту и некоторые художники-участники, в основном представители старшего поколения. На вернисаже подвыпивший (разливали только портвейн) ветеран МОСХа хвастался товарищам «Это у меня ангелы, а у остальных – бесы».

Ангелы и бесы разместились на четырех этажах здания музея в Ермолаевском в количестве 144 штук — по числу художников, их породивших. Почему только 144, тоже остается загадкой, наверное, больше кураторам не удалось найти. И меньше, к сожалению, тоже. Плотно заняв все стены и углы, а иногда забравшись даже на потолок, теснятся в узеньких залах ангелы всех мастей – фотографии, живопись, инсталляции, коллажи, скульптура.

Художники тоже все разномастные - от мэтров позднего модернизма, Владимира Янкилевского, например, и корифеев концептуализма вроде Ильи Кабакова, до никому не известных провинциальных дамочек и молодых людей, ставших художниками, очевидно, по независящим от них причинам; от китов поколения 90-х группы АЕС и Александра Пономарева, до совсем молодых художников.

В выставке участвуют даже великий Зураб, почему-то выставивший бронзового Чаплина, и Андрей Бильжо с одной единственной карикатурой.

Сочетание этих двух имен в рамках одной выставки еще больше подчеркивает курьезность всего проекта. Много хороших работ, много плохих. Понять ничего невозможно не только из-за гигантского объема, но и прежде всего из-за произвольной и необязательной темы.

С таким же успехом можно было организовать выставку «Колбаса» или что-то в этом роде.

Такая тема предполагает либо сугубо контекстуальные работы «под выставку», либо становится прокрустовым ложем для более значительных работ, подгонять которые под какую-либо тему значит умалять их достоинство. Вот и получилась бесконечная вереница ангелов, таких, сяких, разэдаких, от которых устаешь уже через 5 минут. И еще создалось ощущение абсолютного кризиса формы и содержания – всевозможные художественные «-измы» смешаны в одну кучу и выглядят одинаковыми и скучными.

И если и есть там хоть один ангел, то, скорее всего, это ангел смерти искусства.

Проследить какие либо пути развития, тенденции, направления не представляется никакой возможности. В этом смысле выставка совершенно не актуальна и по духу вышла ближе к традициям МОСХа и Академии художеств, которые по уровню сознания находятся в первой половине 20-го века. Хотя проект готовился давно, можно считать его своеобразным ответом «современного» искусства на «актуальное» с выставки «Верю». И, несмотря на все попытки устроителей побрататься с «актуальным искусством», позвав в участники некоторых его значительных представителей, от Олега Кулика до Ростана Тавасиева, в очередной раз обнажилась разница между «современным искусством», эксплуатирующем форму, и «актуальным», манипулирующем смыслами.

Но, похоже, все это мало занимает организаторов Нового ангелариума» и его участников. Для кураторов это хороший способ собственного продвижения, для большинства представленных художников — просто еще одна возможность выставиться и попасть в роскошный каталог.

Что же касается зрителей, то здесь искусства хватит на всех, как продуктов в супермаркете.

Новости и материалы
Авиарейс из Шарм-эль-Шейха в Москву отменили из-за ограничений
Россиян предупредили о новой схеме мошенничества с выплатами
Нюша в кожаном корсете и брюках выступила на сцене
Жена Сарика Андреасяна в кожаном комбинезоне снялась с сумкой за 3 миллиона рублей
Белый дом завел аккаунт в TikTok
В Дубае начали ездить беспилотные такси в тестовом режиме
40-летняя Аманда Сейфрид в платье с перьями снялась для глянца
Генетики выяснили, представители каких народов в России имеют выше риск сахарного диабета 2-го типа
Продюсера «Ласкового мая» могут заочно арестовать
42-летняя звезда «Универа» показала пресс в укороченном топе
Аниматор объяснил, почему советские мультфильмы такие пугающие
Мединский назвал одного из украинских лидеров «агрессивном инопланетянином»
Дуа Липа показала фигуру в «голом» топе с декольте до живота
В Венеции женщина врезалась в мост на угнанной лодке
Экс-ведущая «Ревизорро» в бикини снялась на завтраке
Зеленский рассказал об оставшихся разногласиях Украины с Россией
В украинском городе произошли взрывы
Жена Канье Уэста в латексном костюме появилась в Сеуле
Все новости