Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Патриотическое гестапо

Выставка «Люди в черном» Василия Флоренского

Открылась выставка «Люди в черном» Василия Флоренского — митька, нашедшего идеальный национальный героический образ.

Флоренский, известный своей героизированной живописью и объектами, которые он начал создавать еще в конце 1990-х из пустых бутылок, на этот раз работает с персонажами фильма «Семнадцать мгновений весны». Художник проецирует видео на холст, потом выбирает нужные стоп-кадры и запечатлевает их, намеренно опуская или утрируя отдельные детали и иногда привнося в черно-белое изображение, стилизованное под данное кино, дополнительные цвета.

Название выставки — «Люди в черном». Несмотря на то, что оно созвучно известному американскому блокбастеру и изначально должно было быть написано по-английски, основная идея проекта патриотическая.

Дело в том, что, по словам Флоренского, здесь не только игра слов (ведь все герои «Мгновений» действительно носят форму черного цвета и они тоже люди), но и необходимость использования плагиата в защиту и во славу старого советского кино. Флоренский считает, что фильм про иммиграционную службу для инопланетян и его персонажи не проживут столь долгую и популярную жизнь, как наша, заученная поколениями наизусть и ставшая национальным достоянием картина. Что о людях в солнечных очках никогда не сочинят такое количество историй и анекдотов, как о Штирлице. Да и вообще, первые, кто появился на экране в черном — это мы, русские.

И нет ничего страшного в том, что часть героев фильма — немецкие нацисты: актеры-то наши, любимые. И потом, уже ненормально относиться к немцам как к врагам.

Поэтому, перенося на холст героев фильма «Семнадцать мгновений весны», художник уверен, что все они положительные и что в народе одинаково любимы и Штирлиц, и Мюллер, и Борман. Так, создавая иконографию героев нашего времени, он канонизирует сразу всех.

Подобная канонизация идеального героического образа наблюдалась и в его предыдущем проекте под названием «Че Гевары Востока», посвященном фильму «Белое солнце пустыни», где, написанные в той же манере и технике, все основные персонажи выглядят так же одинаково положительными и на редкость приятными и душевными.

С бутылками же вышла неувязочка.

Наравне с живописными работами на выставке должен был экспонироваться художественный объект, который представляет собой имитирующий свастику орнамент. Но Флоренскому пришлось отказаться от этой идеи, так как он посчитал, что это будет чрезмерной провокацией.

Чрезмерные провокации в наше время известно чем заканчиваются. Во всей этой истории, однако, самое интересное то, насколько актуальным стал ностальгически-задушевный митьковский пафос — не национальная идея, конечно, но официоз. По телевизору «Семнадцать мгновений весны», «Офицеры» и прочие народные любимцы, в официальных новостях — патриотическое возвращения к корням, в арт-галерее — то же самое.

Гармония мира уже совсем не знает границ и приличий, и непонятно, куда тут втиснуть иронию и рефлексию соц-арта.%:

Впрочем, «Люди в черном» Флоренского не первые эсэсовцы, запечатленные на холсте современными художниками. Работы австрийца Готфрида Хелнвайна, в частности знаменитое «Поклонение волхвов», изображающее женщину с младенцем в окружении почтительных людей в черном и с «железными крестами», — другой подход к теме. Для Хелнвайна никакая провокация не может быть чрезмерной, поскольку темы, которые поднимает художник, слишком существенны. А в таких вопросах, как известно, ставка больше чем жизнь.

Василий Флоренский, «Люди в черном», галерея «С.Арт», до 20 августа.

Что думаешь?
Загрузка