На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Ритуалы ХХI века: включить смартфон, проверить...

Впервые словечко «гиперподключенность» я услышал несколько лет тому назад в Канне, где тогда проводился крупнейший слет работников телекома, конгресс 3GSM. Красивый и интуитивно понятный термин показался мне далеким от реальности, чем-то «из будущего». Тогда я пользовался мобильным телефоном для голосовой связи и фиксированным интернет-доступом для выхода в интернет и поиска там необходимой информации – этого мне вполне хватало, и никакой особенной «подключенности» я не ощущал.

Не прошло и 10 лет, и я могу сказать: хотя главными коммуникационными устройствами для меня остались компьютер и телефон, но и сами они, и приемы их использования невероятно изменились.

Телефон (теперь это, конечно же, смартфон) для меня сегодня не столько «звонилка», сколько устройство, позволяющее сохранять то самое состояние подключенности всякий раз, пока я нахожусь вне дома — в транспорте, во время прогулки, в гостях у друзей.

Повторяющийся время от времени, и довольно часто, цикл работы со смартфоном многим хорошо знаком: проверка поступившей электронной почты, чтение мгновенных сообщений и SMS, ответы на наиболее срочные, удаление всего ненужного. Действия, которые пальцы привыкли делать почти автоматически.

Теперь компьютер. За ним я ежесуточно провожу большую часть активного времени, он превратился в основное и надежное средство связи с внешним миром. Информация извне непрерывным потоком поступает ко мне по самым разным каналам — электронная почта, Twitter, Facebook, «Живой журнал», Google Talk и Skype. Иногда возникают настоящие заторы: стоит углубиться в чтение какой-либо новости на френдленте в ЖЖ, как выскакивает интересный твит, но отвлечься на него уже не успеваешь, поскольку одновременно приходят вызов по скайпу и звонок на обычный мобильный телефон. Отвечая на один из вызовов, приходится быстро отписывать второму корреспонденту, что отвечу ему через минуту-другую.
<1>
Иногда после дневного накала деловой активности хочется отключиться от всех этих каналов связи с внешним миром и немного расслабиться, пообщаться с живыми людьми лицом к лицу, а не через электронных посредников. Но я ловлю себя на том, что мои встречи с «живыми» людьми омрачает понимание: чем дольше я в оффлайне, тем больший снежный ком свалится мне на голову после того, как я вернусь в сеть.

Можете назвать меня «техноманом», «техногиком» — как хотите, но факт остается фактом: я вижу, что все больше людей вовлекается в орбиту «гиперподключенности». Особенно это заметно в среде моих коллег, технических журналистов. Последний пример: во время недавней поездки в Швецию отсутствие Wi-Fi-покрытия в автобусе, на котором наша группа ехала из гостиницы к месту событий, было воспринято с удивлением и огорчением, ведь в автобусах, доставлявших нас из аэропорта в город и обратно, Wi-Fi был!

Иногда задумываешься – зачем было выходить из дома, если ты, не отрывая глаз от экранчика в руках, пролетаешь мимо того, на что, возможно, стоило бы посмотреть? С тем же успехом можно было бы никуда не выезжать.

А взять рестораны! Еще совсем недавно было так: хорошо знакомая компания усаживается за стол, и все выкладывают на край стола свои телефоны. И вовсе не для того, чтобы «померяться», у кого аппарат круче, а чтобы в шуме не пропустить важный звонок или сообщение. Теперь многие мои знакомые, едва приземлившись за столом, начинают быстро подключаться к мобильному интернету через Wi-Fi (в современных кафе и ресторанах он есть практически везде). Они спешат проверить почту, прочитать сообщения социальных сетей и мгновенные сообщения. Если взглянуть на это со стороны, то выглядит это чуть ли не апокалиптически – ряды молодых людей за столами, и каждый внимательно смотрит на свой гаджет. В таком обществе поневоле чувствуешь себя в одиночестве… Не все так плохо, конечно: получив «глоток» свежей информации, люди возвращаются к привычному «человеческому» общению. Но лишь после того, как каждый выполнил предписанный ритмами начала XXI века ритуал – «зайти в почту», «заглянуть в аську», проверить… думаю, можно не продолжать.

На глазах изменяются «правильные» сценарии наших действий и поведенческая культура в целом. Теперь, если на рейс самолета регистрируешься по старинке, у стойки с «барышней», то свободные места для тебя найдутся в хвосте или у прохода – все места впереди и у окон уже выбраны шустрыми пассажирами через онлайн-терминалы.

Более того, билет на самолет, купленный через интернет, будет, как правило, несколько дешевле билета, купленного в кассе. Эсэмэсками заказывают такси, эсэмэсками платят штрафы. На экране смартфона читают контракт, вносят в него правку и возвращают в офис на дальнейшее согласование. Смартфон зачастую играет роль биржевого и банковского терминалов. Провокационные фотографии или забавные видео, сделанные телефоном на корпоративной вечеринке, оказываются на Youtube или в «Яндекс.Фотки» через несколько минут. Герой съемки еще продолжает веселиться, а его «добрые» коллеги, не выходя из-за стола, уже выложили его выступление в интернет на всеобщее обозрение, на обозрение его начальника, его родственников и знакомых, а также объекта его критики или откровений.

Человек, забывший телефон в квартире, испытывает примерно то же отчаяние, что и голый инженер на лестнице перед захлопнувшейся дверью. И польза от него на работе примерно такая же. Если у тебя нет доступа к каналам телекоммуникаций, это значит, что ты затруднил доступ к себе со стороны общества. Это не всегда плохо, но это нужно делать или не делать осмысленно, а не потому, что «так уж вышло».

Изменяется наш подход к технике. Если раньше приходилось таскать с собой тяжелые ноутбуки с мощными дисками и кучей встроенных устройств, то сегодня достаточно небольшого нетбука. Можно присесть за свободный компьютер в гостинице или интернет-кафе. Вводим пароль и получаем доступ к документам и данным, хранящимся в сети предприятия, или к личным данным, хранящимся в интернете. Это ставит перед IT-индустрией и обществом в целом новые задачи по защите персональных данных и по адаптации к новым реалиям.

Изменяется и демография бизнеса. Гиперподключенность сегодня – удел молодых и активных. Пользователям российского Facebook(а) – от 18 до 34 лет. Именно им будут предложены лучшие рабочие места, как минимум, в отраслях, связанных с высокими технологиями, они будут зарабатывать больше своих конкурентов, обзаведутся бóльшим числом знакомых и друзей. Они окажутся в центре человеческой цивилизации.

Те же, кто не готов нести на себе бремя и радость гиперподключенности, окажутся вынесенными на периферию, на обочину. Исключения всегда возможны, но мы говорим о трендах. Спросите себя – готовы ли вы включиться в игру?

Новости и материалы
В Днепропетровске и Чернигове прогремели взрывы
Мерц прибыл в Израиль
В Бразилии вооруженные грабители похитили гравюры Матисса с выставки
Центробанк России отменил ограничения на переводы средств за рубеж
В Госдуме предложили обязать маркетплейсы учитывать законные скидки
Стало известно о перебоях в работе мобильного интернета в Краснодарском крае
Россиян предупредили об опасных нитратах в мандаринах
Россиян призвали не перезванивать на неизвестные номера
В Швеции состоялся неонацистский марш
Покупательница квартиры Долиной не поверила ее словам про деньги
Президент Бенина обратился к нации на фоне мятежа
На орбиту успешно выведены 28 спутников Starlink
Библиотеку Лувра затопило грязной водой, пострадали сотни документов
На Украине могут прекратить полномочия набсоветов энергетических компаний
Telegram внедрил Passkey для авторизации на iOS и Android
Войска стран ЭКОВАС будут размещены в Бенине
Автомобиль упал в реку в Санкт-Петербурге
Регионы России подверглись атаке 17 БПЛА
Все новости