В Новосибирске у меня есть приятель. Чуть старше меня, инвалид-колясочник, болен с детства. Зовут Мишка Коваль. Человек он совершенно замечательный. Во-первых, красивый — блондин с пронзительными голубыми глазами. Но сейчас, конечно, уже немного постарел. Во-вторых, пишет стихи. В-третьих, Мишка — путешественник. Причем как он путешествует, могут не все здоровые. Сравнить его можно с целой командой паралимпийцев.
Допинга никакого, кроме собственной железной воли и неуемного стремления жить, а не существовать.
В Мишкином распоряжении имеется пенсия по инвалидности, диплом переводчика с английского языка, который он получил большими заочными трудами, и праворульная старенькая «японка», не помню, какой марки. Машина эта ничем не оборудована и никак не приспособлена для того, чтобы ею управлял человек с неработающими ногами. Да-да, повторюсь,
у машины нет ручного управления. Мишка каждый раз нажимает здоровенной палкой то на газ, то на тормоз. Уже похоже на подвиг.
Мишка начал путешествовать из Новосибирска в Москву и обратно, из Новосибирска в Питер, Калининград, Польшу, Чехию, Германию. Мишке страшно хочется посмотреть мир, но он понимает, что на праворульной «японке» до Америки ему не добраться. Поэтому думает, где бы достать на эту свою мечту денег.
Глаза у Мишки блестят, он не считает себя человеком несчастным, у него растет красавица дочка. Чем не паралимпиец?
Беседовать с Мишкой о проблемах доступной среды довольно весело. Ему доступно почти всё.
Германия, кстати сказать, ему не понравилась. Неудобно, на заправках нет людей, одни автоматы работают. А немецкие инвалиды имеют специальные ключики для всех дверей.
Одна беда, говорит: все парковки, отмеченные значком для людей с инвалидностью, в нашей стране всегда заняты машинами, где за рулем сидят здоровые, дай им Бог здоровья и дальше, граждане. В том числе наверняка и те самые, которые так возмущаются недопуском российских паралимпийцев к Играм в Рио. Это такая
яркая черта современного российского гражданина — видеть кругом врагов и вообще не замечать собственных погрешностей.
Были бы у меня лишние деньги, я бы такой соцопрос заказала, где первый вопрос про паралимпийских спортсменов, а второй — про парковки. Нет, не про государство, которое, конечно, делает все не там, не так и в недостаточном количестве. А про вас, граждане, каждого конкретно, возмущенного происками.
Сама я часто езжу в магазин товаров для сада и дома. Люблю всякие цветочки, а к ним нужны удобрения и все прочее. Ни разу я не смогла поставить свою машину с инвалидным знаком на специальное место. Более того, дядя Степа — милиционер, бдящий за порядком на вверенной ему территории, моего вопроса про граждан, занимающих места для инвалидов, даже не понимает. Хотя наверняка тоже против злых американцев, которые обидели наших паралимпийцев.