Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Карточный домик евразийства

Лидер движения «Демократический выбор», глава Института энергетической политики

Минувшие недели были отмечены новым витком дискуссии о перезревшем изменении формата отношений между Россией и странами Средней Азии. Власти нашей страны хоть и сопротивляются набирающей популярности идее введения визового режима с этими государствами, тем не менее уже активно начали рекламировать как некий «заградительный барьер» введение обязательного въезда в Россию для жителей этих стран по загранпаспортам (на самом деле это мало что даст) и допускать публичные уколы в адрес наших южных соседей. Посещение вице-премьером Рогозиным поезда Душанбе--Москва с ремарками про «серьезную угрозу санитарному здоровью нации» весьма символично в плане стремления власти попасть в струю общественного недовольства чрезмерной иммиграцией жителей Средней Азии в Россию.

Однако упорное нежелание ввести визовый режим соответствует главному геополитическому вектору Путина и его команды — евразийству. Они уже вбухали в «евразийскую интеграцию» столько усилий и построили на этом столько геополитических концепций, что взять и обрушить этот евразийский карточный домик для них страшновато. В последние недели, когда мне пришлось много дебатировать по поводу необходимости введения виз со Средней Азией (мои аргументы вкратце изложены здесь), раздавалось много испуганных возгласов: как же так, но ведь тогда накроется весь Евразийский союз и Россия понесет потери?

Реальность состоит в том, что Россия сегодня несет потери как раз от участия в Евразийском союзе. Этот союз превратился в улицу с односторонним движением, где страны Средней Азии зарабатывают на экспорте рабочей силы в нашу страну много больше, чем мы получаем от доступа на среднеазиатские рынки.

Давайте взглянем на факты. Вот официальная статистика российского экспорта, из которой следует, что

весь российский экспорт в четыре среднеазиатские государства, с которыми сегодня действует безвизовый режим – Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, – в сумме составляет менее $20 млрд в год. Это всего лишь 3,7% от общего объема экспорта из России ($525 млрд в 2012 году), всего 6,9% от объема экспорта в страны Евросоюза и существенно меньше, чем российский экспорт на Украину ($27 млрд) или в Белоруссию ($24 млрд).

А если не считать Казахстан, то это всего $4,6 млрд, или 0,9% от общего объема российского экспорта и 1,7% от экспорта в страны Евросоюза.

Казалось бы, такие жалкие цифры не оставляют вопроса, какие регионы должны для нас являться приоритетными в качестве рынков сбыта и, следовательно, маяков для геополитической ориентации, а какие не должны. И объяснение простое: средние зарплаты в Центральной Азии низки (от 100–300 долларов в месяц в Таджикистане и Киргизии до 500 в Узбекистане), покупательная способность населения мизерна, поэтому емкость евразийских рынков небольшая. Куда интереснее работать с Европой или культурно более близкими нам Украиной и Белоруссией.

Но куда там! «Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза», — пафосно говорится в Концепции внешней политики РФ, утвержденной Путиным в феврале. Согласно этому документу, «новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом». Вон оно как. Оказывается, мы в Таджикистане видим «окно в АТР».

Повышенное внимание к Средней Азии как «связующему звену» приносит России реальные убытки. Да, экспортно-импортное сальдо со среднеазиатскими странами у нас положительное (хотя объем торговли, как уже отмечалось, небольшой). Но эти государства получают от нас намного больше, экспортируя рабочую силу: недавний отчет Всемирного банка показал, что объем денежных переводов на родину гражданами Таджикистана составляет 47% ВВП страны, Киргизии – 29% ВВП.

А теперь давайте сравним объемы денежных переводов из России в страны Средней Азии с объемом российского экспорта в эти страны. По данным Центробанка, ежегодные денежные переводы из России в Узбекистан составляют $4,3 млрд. Российский экспорт в эту страну, согласно уже приведенным выше данным таможенной статистики, $2,3 млрд в год.

Ежегодные переводы из России в Таджикистан — $3 млрд. Российский экспорт в Таджикистан – менее $700 млн. Ежегодные переводы в Киргизию — $1,6 млрд. Российский экспорт в эту страну – примерно столько же; если вычесть импорт киргизских товаров, мы тоже в минусе.

По-моему, из этих цифр довольно очевидно, что среднеазиатские государства зарабатывают на безвизовом режиме с Россией намного больше, чем российская экономика – на внешнеторговых связях с этими государствами.

На самом деле ситуация даже хуже. Посредством подобного геополитического субсидирования мы поддерживаем у власти в этих странах автократические, коррумпированные, паразитарные режимы, которые ничегошеньки не делают для социально-экономического развития своих государств и улучшения благосостояния населения. Более того, характер развития экономических связей этих государств с Россией прямо демонстрирует: их правительства просто-таки выпихивают свое население на заработки в нашу страну, ясно давая понять – мы тут ничего делать для улучшения уровня жизни не будем, а если вы хотите заработать, уезжайте. Уезжайте на заработки в Россию и еще денег присылайте сюда.

Такая паразитическая модель намного хуже, чем складывавшаяся долгие годы система субсидирования режима Лукашенко в Белоруссии. Белоруссия, по крайней мере, осталась европейской страной с талантливым и трудолюбивым населением. Как мы видели во время последних президентских выборов, в Белоруссии под прогнившей политической надстройкой вполне себе вызрело здоровое европейское гражданское общество, которое еще проявит себя и стряхнет одряхлевшую диктатуру (здесь та же проблема дефицита политических сил, способных эту энергию подхватить, как и в России, но это другая история). Да и Лукашенко, в отличие от среднеазиатских правителей, все эти годы понимал, что с белорусами нельзя как с таджиками, и хоть что-то делал на российские субсидии (в области развития дорог, соцсферы).

Паразитические режимы в Средней Азии, которые мы поддерживаем на плаву нынешней политикой умиротворения и субсидирования, становятся для нас просто опасными. Мало того что для нас сегодня не видно иной модели, кроме как в виде платы за мифическую «лояльность» этих стран принимать у себя миллионы мигрантов, выводящих из России миллиарды долларов и создающих здесь море проблем. Так ведь продолжение существования в этих странах паразитарных режимов, наплевательски относящихся к нуждам собственного населения, чревато в будущем бунтами, революциями, возможным приходом к власти радикальных исламистов и так далее. Поскольку некоторые среднеазиатские диктаторы очевидно доживают свой век и не имеют наследников, это вовсе не такая фантастическая перспектива. И все это при сохраняющихся открытых (и даже не оборудованных) границах. Поверьте, наступит момент, когда их придется оборудовать в пожарном порядке.

Напоследок пару слов про «связующий коридор в АТР». Совершенно очевидно, что в силу целого ряда причин – географических, исторических, социально-экономических – Средняя Азия не может всерьез рассматриваться в таком качестве. Китай и другие страны АТР развивают прямые экономические связи с Европой и Америкой по морю и воздуху. У России есть прямой выход к Тихому океану и почти 8 тыс. км границы с Китаем и Монголией. Мы можем строить связи с АТР напрямую. Зачем нам посредники?

Если откровенно описывать сегодняшнюю ситуацию в Центральной Азии, то главное, что там происходит, – серьезное геополитическое соперничество за влияние в регионе между Россией и Китаем. И Россия, давайте называть вещи своими именами, это соперничество пока проигрывает.

Новые нефтегазопроводы, которые в последнее время строились в регионе, идут не в Россию, а в Китай. Все это сопровождается активным проникновением китайских компаний в сырьевой сектор. Китайские власти активно «подсаживают» среднеазиатские правительства на крупномасштабные кредиты – вы можете сами, что называется, «погуглить», чтобы найти всю эту информацию. Это и неудивительно: динамично развивающаяся китайская экономика с ВВП в 8 трлн долларов – центр притяжения совершенно иного порядка, чем стагнирующая российская, размер которой составляет меньше 3% от мировой.

Вот так и получается: ресурсы и экономическое влияние – китайцам, бедное население – на заработки в Россию, от России – геополитические подачки и открытые границы. Среднеазиатские правительства отлично устроились.

Пора положить такой политике конец, не согласны?

Новости и материалы
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Венгрия поддержала мирный план Китая по урегулированию ситуации на Украине
Несовершеннолетнего пранкера в Дагестане будут судить за призыв к терроризму
Байден поручил выделить $145 млн Украине по линии Госдепа
Экс-тренер ЦСКА заявил, что ему стыдно смотреть на игроков «Спартака»
Защитника «Лос-Анджелес» Гаврикова сравнили с Макдэвидом и Драйзайтлем
Все новости