Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не работай рядом

Леонид Михайлович Печатников, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития, заслуженный врач РФ. Брезгливость врача, привыкшего мыть руки: «Я позволю себе не отвечать на ваш вопрос. Видите ли, вы здесь совершенно ни при чем, но поскольку из кожи моей бабушки немцы успели сделать абажур, мне очень жаль, что я нашел этот абажур в редакции вашей газеты, поэтому позвольте мы сегодня не будем отвечать на ваши вопросы, извините».

В «КП» так ничего и не поняли. «Досадное недоразумение», «дурацкая реплика». «Мы что, антисемитская газета?», - спрашивает главный редактор Владимир Сунгоркин. Трудно сказать. «Фелькишер беобахтер» публично не позволяла себе такого.

И еще в логике «сам дурак»: Леонид Гозман не извинился за сравнение СМЕРШа с СС. Может быть, он еще должен извиниться за то, что бойцов НКВД, расстреливавших людей в затылок в Катыни, обвиняют в убийстве? Может быть, защитим еще от кого-нибудь честь, достоинство и деловую репутацию доблестных вертухаев ГУЛАГа? От клеветника Солженицына, например? Или защитим палача Василия Ульриха на том основании, что он был руководителем Военной коллегии Верховного суда в годы войны, в которой мы победили?

Это все результат войн памяти, исторической неопределенности. Я за такую «единую» историю, где убийцы названы убийцами, антисемиты – антисемитами.

Товарищ депутат Железняк тоже ничего не понял. Чиновник, говорит, обязан отвечать на вопросы журналистов. Журналистов – да. Коллег Скойбеды – нет. Работники редакции в некотором смысле несут коллективную ответственность. Не уволена же бойкая девушка. И никто не уволился, избегая соседства с нею. В этом смысле все они, уж извините, Скойбеда. Как в ситуациях, когда нарушаются нормы этики – обыденной или политической – все мы становимся грузинами (Москва, 2006 год); немецкими евреями (Париж, май 1968-го); евреями, из которых делали абажуры (Москва, май 2013-го).

Высказывание Скойбеды стало возможным ровно потому, что та степень пикейножилетовской глупости и обывательской агрессии, которая присутствовала в ее словах, не только этически приемлема в нынешней лингвистической среде, но и поощряема властью. Она стала нормой. В том числе языковой нормой, потому что с нами постоянно разговаривают на языке вражды. «Цокая копытами, удаляются в сторону моря» - это кто сказал про тех же либералов? Это сказал начальник, развязавший языки ксенофобам и спекулянтам на приватизированной властью войне. И не Победу Скойбеда защищала. А власть. И поддерживающего ее обывателя. Которые приватизировали память о войне, потому что это фол последней надежды – кто ж пройдет против власти и обывателей, из мая 1945 года изготовивших для себя живой щит, к которому для большей убедительности привязана георгиевская ленточка. И если ходят в какую атаку, то, как точно сформулировал Дмитрий Быков, только в DDos…

Есть уголовная линейка для измерения невежества и агрессии – оставим ее на этот раз в стороне. А есть этическая. Этот измеритель применил Леонид Михайлович Печатников. И как оскорбленный «Комсомолкой» человек, и как чиновник, у которого тоже могут быть свои должностные представления о чистоплотности.

Персонажи вроде Железняка, осудившие Печатникова — продукты системы, где слишком многое дозволено, продукты медиа-среды, где агрессия - составляющая хорошего тона. Позиция же, занятая коллективно ответственными персонажами из газеты – продукты неписаного антиэтического кодекса конкретного издания, где тексты по несколько раз в день переходят туда-сюда границы допустимого дискурса. Сморкаться в занавеску нельзя, а антисемитские высказывания допускать можно.

Есть расовые предрассудки, являющиеся характеристикой политического режима. Например, гитлеровского, настаивавшего на окончательном решении еврейского вопроса. Или сталинского, занимавшегося ровно тем же самым в рамках кампании против «безродных космополитов». Есть предрассудки эпохи – даже у Лонгфелло в «Песни о Гайавате» индейцев просвещают по поводу нехороших евреев, распявших Христа. Есть предрассудки, рожденные провокацией – например, «Протоколы сионских мудрецов», недавно объявленные по каналу РЕН-ТВ в фильме не о СМЕРШе, но о «Титанике» — подлинником. А есть переход границы дискурса, допустимого в нормальном обществе, существующем в поле Конституции, в нашем случае Основного закона РФ 1993 года. Ровно это и произошло с газетой, ее сотрудницей и солидаризующимися с нею работниками (не называю их журналистами) печати. Когда переходится эта граница, начинается окончательное решение ряда вопросов, не исключая и еврейского.

Это и есть, по Арендт, банальность зла – она, эта банальность, работает рядом. И этически Леонид Печатников прав: а вот не работай рядом. Тогда отвечу на любые вопросы. С полным на то моральным правом.

Новости и материалы
Экс-разведчик заявил, что посольства Украины участвуют в вербовке наемников
ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области
МИД КНР предостерег США от пересечения красных линий
У Днепровской флотилии появятся новые боевые корабли
Квесты по русским фильмам откроются в 2024 году
В ДНР заявили о переброске ракет ATACMS на территорию Украины
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США
Минск будет противостоять расширению НАТО
В Китае заявили о стабилизации отношений с США, но есть детали
Армия Израиля нанесла удар по объектам «Хезболлы» в Ливане
Экс-агент ЦРУ раскрыл план по поражению России
Аналитики рассказали, какие квартиры предпочитают покупать зумеры
Защита обжалует приговор «крабовому королю» Кану
В Пекине прошла встреча госсекретаря США и главы МИД КНР
ВСУ покинули позиции на одном из важных укрепрайонов в Красногоровке
Россиянам объяснили, почему нельзя сжигать прошлогоднюю траву на даче
Австрийский полковник заявил, что нехватка войск грозит ВСУ эффектом домино
Стало известно об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Все новости