Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ежедневник оскорблений

Ответственный секретарь журнала «Контрапункт»

В поздних работах Зигмунд Фрейд развивал концепцию танатоса — влечения к смерти, противоположного эросу, как он именовал созидательную энергию, влечение к жизни. Я не большой знаток психоанализа, но стук отбойного молотка, впивающегося в руины вчерашних торговых павильонов, — это, конечно, танатос. И телекартинки с бульдозерами, давящими солнечные круги запрещенного сыра, — танатос.

Но и гулко-восторженные пророчества в либеральных соцсетях о лишившемся работы торговце и об оставленном наедине с нетвердым белорусским пармезаном покупателе, вместе бредущих крушить кремлевскую стену, — тоже танатос.

Власть достойна своей оппозиции, а оппозиция — власти, и это наш российский танатос момента.

Но ведь и коллектор, изощряющийся в способах выбивания средств из должника, — это тоже танатос. И граждане, устраивающие самосуд над предпринимателем, поднявшим цену на маршрутки, или главой деревни, где годами не могут проложить дороги, — из того же ряда.

Все более актуальным становится вопрос: есть ли жизнь в России? И если да, то надолго ли ее хватит?

А ведь Россию нулевых и «полуторных» порой сравнивали с обиженным на весь мир подростком, огрызающимся на взрослых и отыгрывающимся на младшеклассниках. «Вы меня не понимаете», «вы меня не цените», «вы какие-то однополярные, а вы — вообще мальки, куда лезете».

Все эти годы Россия вела скрупулезный дневниковый подсчет нанесенных ей оскорблений: расширение НАТО, признание независимости Косово, война в Ираке, снос советских военных памятников в странах Восточной Европы и Прибалтике, «цветные революции» в постсоветских республиках.

Мы, будто девочка Арья Старк из сериала «Игра престолов», каждую ночь засыпали с именами смертельных врагов на устах.

И вот мюнхенская речь, война с Грузией, наконец, присоединение Крыма, освещенное идеей многовекового сдерживания России Западом, на которое мы в конце концов смогли найти симметричный ответ: никто не забыт, ничто не забыто.

Ведь и само сравнение со школьным задирой — очередная «галка» в наш дневник обид: подростки? мы? с нашей тысячелетней историей? давшие миру Пушкина и Достоевского? победившие Наполеона и Гитлера? И далее по тексту...

Но было в нем и много правдивого: мы и сами, кажется, не уловили момент, когда обрели полный список комплексов «малой нации», выстраивающей свою идентичность не на широте собственной души, а на ранимости.

И было, как ни странно, кое-что даже лестное: добрый молодец в боксерской стойке как символ новорусского политического мачизма. И обнадеживающий всех остальных — повзрослеет, оперится, успокоится.

Похоже, метафора оказалась несовершенной, самоидентификация — нарушенной, надежды — тщетными.

На сегодняшний день мы больше похожи не на хулигана из соседнего подъезда, а на стареющую скандалистку с лестничной клетки, которая все принимает на собственный счет и которой до всего есть дело.

Россию все еще побаиваются, потому что помнят: «Не будут покупать билеты — отключим газ». Потому что она может — то ли по злому умыслу, то ли по забывчивости — в одно прекрасное утро залить соседа. Может стучать по батарее и жаловаться в милицию во время веселой вечеринки. Наконец, через дальних родственников имеет некоторые права на часть соседского наследства и постоянно грозится заявить о них.

Конечно, вся эта внешнеполитическая скандальность имеет корни во внутренних проблемах, главная из которых, похоже, в том, что мы так и не нашли ответа на вопрос, кто мы и зачем.

Многие годы на все лады у нас склоняют столетней давности фразу Столыпина «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Особенно, конечно, стараются провластные публицисты и официозные пропагандисты. И признаться, я могу понять почему.

Помню, как вскоре после начала протестов 2011 года я сидел в модном спортбаре с другом, работавшим в столь же модном либеральном издании, и слушал, как он, попивая модный эль, рассуждал о том, что «распад России — это не так уж, может, и страшно». Он говорил о «законах истории» с таким беспечным спокойствием, будто после краха СССР не случились Карабах и Чечня, Приднестровье и Абхазия. И будто не теми же пресловутыми «законами» объясняли закручивание гаек, якобы неизбежное после «вольницы» 90-х и ударившее в итоге по его собственному либеральному СМИ.

Похоже, в 2012 году Владимир Путин победил, а «болотное» движение угасло только из-за того, что у России внезапно проснулся инстинкт самосохранения — Путин оказался, как ни крути, единственным общенациональным политиком, у которого нашлись слова хоть для топ-менеджера в московском офисе, хоть для рабочего у конвейера Уралвагонзавода.

Эти слова были как раз про «величие», но только оказалось, что за ними нет ни плана, ни образа, ни мечты.

Геополитика подменила нормальную политику, расползание — взлет. Присоединение Крыма в иных обстоятельствах могло бы стать мощным допингом для бега по трассе, но на практике оказалось скорее галлюциногеном, позволившим вообще дальше никуда не бежать и при этом вернуть чувство былой молодецкой удали.

Можно долго спорить о том, когда жизнь стала покидать Россию. Кто-то обязательно посетует на крах советского проекта, кто-то — на сам советский проект. Мое частное мнение состоит в том, что переломным для нас стал вовсе не XX, а XIX век, когда наши отличия от остальной Европы еще оставались больше умозрительными, чем реально бытовыми. И дальнейшее — только следствие.

Тогда запоздали с отменой крепостного права, а значит, с появлением мелкого собственника в деревне и свободных рабочих рук в городе. В результате не вызрела современная городская цивилизация и не вышел на историческую сцену ее главный участник — не подданный, а гражданин. Тот, кого со своей страной связывают отношения не только и не столько религиозного экстаза — «в Россию можно только верить», не самопожертвования по необходимости — «вставай на смертный бой», которые на самом деле не предполагают повседневной вовлеченности в ее дела, сколько прагматичного патриотизма, который в этой самой вовлеченности и состоит.

Иными словами, в России не сформировалось национальное государство. На этом рубеже исторической зрелости мы и застряли, за два столетия отнюдь не помолодев.

Власть, как и в XIX веке, не может совладать с историей и провести последовательную политическую модернизацию, в свою очередь, оппозиционная интеллигенция — с географией и найти привлекательную модель будущего страны в рамках существующих территориальных границ. Споры все те же: Запад или Восток, личность или общность, прогресс или традиция, только слушать их по …цатому кругу решительно невозможно.

Признаков старения множество, но лично для меня, пожалуй, самый заметный — что

Россия перестала быть страной больших идей.

Мы больше не удивляем мир и не удивляемся сами. Со времен конвергенции социалистической и капиталистической систем, придуманной Андреем Сахаровым, кажется, ничего впечатляющего хотя бы полетом фантазии и не появилось. Ну, право слово, не собранные с миру по нитке традиционные ценности, кои на практике представляют собой не более чем троллинг левого западного дискурса и уже потому вторичны. Не заведомо эпигонский либерализм оппозиции: на второй день отменим коррупцию, на сто третий введем парламентскую республику, на пятисотый вступим в Евросоюз. Не нудный национализм правых радикалов: понаехали, понастроили, понаобидели.

Пугает только, что каждая из этих нехитрых программ сопровождается гулким предвестием все тех же «великих потрясений»: у одних в этой роли новая очистительная революция, у других — финальная битва добра с меньшинствами нехорошими и их богатыми спонсорами.

В этом восторженном ожидании конца времен едины, кажется, все, кто активно вовлечен в политику, вне зависимости от своих пристрастий.

Времена, очевидно, не закончатся, а вот пространство, в котором мы привыкли жить, с такой тягой к разрушению можно ненароком и потерять.

Может быть, пора наконец перейти в режим достойной старости? Может быть, это и есть лучший исторический выбор, который Россия может сделать? И та самая «большая идея»?

В конце концов, наши предки действительно многое дали миру, можем успокоиться на том, что никому больше ничего не должны. Нашей мощи все еще достаточно, чтобы снисходительно относиться к недолюбливающим, ни к кому не набиваться в друзья, но и, приглашая гостей, не бояться за сохранность собственного имущества.

Многочисленные болезни нашего общества, хронические и благоприобретенные, могли бы стать отличным стимулом для внутреннего спроса на их лечение активистами и на внимательное изучение гуманитариями, ныне томящимися от чувства безысходности.

Если нам удастся найти лекарство хотя бы от одной из них — а они в массе своей совсем не так уж уникальны, — то это уже будет большой подарок всему миру.

Только нужно отказаться от надежды на большой скачок: в нашем возрасте организм уже может и не выдержать.

Медленное, но последовательное движение, где надо — с остановками. Время есть: возраст дожития, как показывают примеры некоторых бывших имперских держав, порой даже превышает период их наивысшего могущества.

Хотя, честно говоря, жаль: так хочется еще пожить на полную.

Новости и материалы
В МИД РФ заявили, что Москва ответит на конфискацию российских активов
Увеличилось число населенных пунктов в Тюменской области, отрезанных паводком
Президент ЦАР предложил России место для военной базы
Отсидевшему 13 лет за чужое преступление пенсионеру предложили компенсацию в 6 млн руб.
Фигуристка Туктамышева пошутила по поводу потери штанов во время выступления
Экс-тренер сборной России объяснил, почему «Краснодар» уволил Ивича
В полуфинале шоу «Маска» появятся два специальных конкурсанта
Зеленский заехал в Часов Яр
Баку и Ереван условились по согласованию проекта комиссий по делимитации границы
Савичеву раскритиковали за «распутные» танцы в ультракоротких шортах
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Все новости