Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Утром демократ, вечером охранитель

Журналист, писатель

Один весьма высокопоставленный советский юрист был ярым антисталинистом. Дело, сразу скажу, происходило в шестидесятые годы, и «разоблачение культа личности» было официальной линией партии. Однако многие большие начальники исправно голосовали на собраниях за резолюции ХХ и XXII съездов (в те годы попробуй не проголосуй!) – но в душе оставались верными сталинцами и тихонько вздыхали: да, был культ, но была и личность…

Но не таков был человек, о котором я рассказываю. Он буквально кулаки сжимал, говоря о злодеяниях Сталина и его подручных. Более того. Заперев дверь кабинета, он вслух, с выражением, читал своим младшим коллегам мало кому известное воззвание Рютина против сталинской узурпации власти.

Но в 1965–1966 годах он стал государственным обвинителем на процессе Синявского и Даниэля – и, как говорили, сам напросился на эту роль. На недоумение младших коллег, перед которыми он только что выступал с пламенными антисталинскими речами, юрист отвечал примерно так: «Сталин был негодяй, но Ленин – это святое, а Синявский и Даниэль в своих пасквилях посмели поднять руку на Ленина».

Эту историю в своем ФБ рассказал мой друг, профессор права Лев Симкин. Далее он пишет: «Прокурор, по-видимому, принадлежал к тому сорту людей, в ком мирно уживаются взгляды прямо противоположные.

Утром демократ, вечером охранитель, за закрытой дверью критик начальства, при открытой – горячий сторонник. И что удивительно, никакого раздвоения личности, живут в мире с самим с собой.

И что еще более удивительно, таких людей я вижу вокруг все чаще и чаще».

Действительно, на первый взгляд кажется, что перед нами просто шизофрения в исконном смысле этого понятия. От греческих слов schizo (раскалывать) и phren (душа). Расколотое сознание, раздвоенное мышление.

Но увы, ничего подобного. Шизофренией здесь не пахнет. Полное психическое здоровье. Никакого двоемыслия, все четко, ясно и последовательно. «Вы шутите! – воскликнет читатель. – Какая же тут последовательность: одновременно ненавидеть Сталина за его беззакония и требовать семь лет лагерей для писателя-диссидента?»

Нет, не шучу. За что клеймили Сталина на XX (1956 год) и XXII (1961 год) съездах КПСС, почему сбрасывали его статуи и обратно переименовывали города, заводы и вузы? Не за беззаконие, и уж тем более не за попрание принципов права – а за нарушения «социалистической законности». Не просто законности, а какой-то особенной, нашей, которая живет только в СССР и не имеет ничего общего с «буржуазным правом» или «абстрактным гуманизмом». Проще говоря, усатого гения злодейств низвергли с пьедестала за нарушения правил «сов-соц-игры». Почувствуйте разницу.

О да, гуманитарный итог антисталинских съездов КПСС и т.н. хрущевской оттепели был весьма велик. Сотни тысяч, а может, и миллионы людей вышли на свободу, миллионы семей получили справки о реабилитации. Какие-то бледные литературно-художественные травинки на короткое время пробились сквозь бетон советской цензуры. Это, конечно, хорошо само по себе.

Но нравственно-политический итог был равен нулю.

Или даже «минус много». Потому что

хрущевская кампания по «разоблачению культа личности» ничем в принципе (именно в принципе!) не отличалась от предыдущих сталинских кампаний. Вроде борьбы с троцкистами, с право-левыми уклонистами, с ежовщиной и т.п.

Кстати, в ходе «искоренения ежовщины» какое-то количество репрессированных граждан вышло на свободу… Всему свое время: боролись с Троцким, с Каменевым и Зиновьевым, с Бухариным, с Ягодой, с Ежовым, потом с Берией… и вот подошла очередь покойного товарища Сталина. Далее боролись с «антипартийной группировкой», с бонапартизмом тов. Жукова, с волюнтаризмом самого Хрущева. А там – и с брежневским застоем, и с андроповскими перегибами.

Это была все та же скрипучая и кровавая советская шарманка.

Потому что рамка, она же парадигма, она же ценностно-институциональная основа общественной и государственной жизни, оставалась незыблемой, то есть советско-большевицкой*. Однопартийность и диктатура компартии, плановая экономика, строгая идеологическая диета, цензура, закрытые границы – это было и при раннем Сталине, и при позднем Брежневе.

А главное, что пережило Брежнева, Горбачева, Ельцина и, наверное, переживет и Путина, – полное отторжение современных принципов права, демократии, свободы и собственности.

Полное неприятие ценностей современной христианской (она же западная) цивилизации, к которой исторически, географически, антропологически, лингвистически, литературно-художественно, экономически и даже, если угодно, династически принадлежит Россия.

Закупив на Западе заводы, паровозы и позаимствовав радикальную идеологию, в нравственном и правовом смысле СССР сделал громадный шаг назад, едва ли не в XVIII век, куда-то между Петром и Екатериной. Ни бесплатные ясли, ни ликбез, ни избирательное право для женщин – что ином контексте стало бы важнейшим социальным достижением – не могут перевесить кровавую бессмыслицу террора.

Террор (точнее, чрезмерный террор) был осужден – но квазифеодальная архаичная матрица осталась.

Поэтому никакая «оттепель» не помешала подавить Венгрию и расстрелять Новочеркасск, а для публикации Солженицына надо было обращаться лично к Хрущеву. То есть по существу не изменилось ничего.

«Ленин – хороший, Сталин – плохой». Эту замечательную формулу слопала наша массовая интеллигенция, показав свою прекрасную мозгопромываемость. О «смелые» пьесы Шатрова! О еще более «смелые» статьи о мудрости Ленина, который решил заменить продразверстку продналогом. Что эта замена означает? Представьте себе, что ваш город захватили бандиты и стали вас грабить. Забирать все подчистую. Но через два года такой жизни, когда часть горожан перемерла, а другая часть вступила в отряды самообороны, главбандит объявил: «Отныне мы забираем не все, а только половину всего, что вы заработаете». Восхвалим же доброго главбандита!

Мне даже интересно: профессора и академики, которые писали о том, какой это был прогрессивный шаг, они были прожженные циники или полные идиоты? Я, например, был полным идиотом, когда взахлеб читал эти статьи (меня отчасти извиняет то, что я не был академиком – но только отчасти: обязанность думать головой лежит не только на ученых).

Стыдно вспоминать этот оттепельно-перестроечный бред. Еще в 1985–1987 годах на улицах висели плакаты: «Перестройка – это возрождение ленинского облика социализма!» Вечное возвращение к «ленинским нормам». А что это, кстати, такое – «ленинские нормы», о которых сладко пела оттепельная публика?

Сталинские нормы – это, безусловно, ужасно. Но Сталин – это действительно «Ленин сегодня» и некоторый прогресс по сравнению с Лениным вчера.

Сталинские Большие Процессы были злобной пародией на правосудие, но при Ленине даже такой пародии не было: «буржуев» и «офицерье» попросту загоняли на баржу и топили в реке.

Впрочем, я боюсь, что нынешние умники – наследники тех, кто толковал о «ленинских нормах», – скажут, что я оправдываю или приукрашиваю Сталина… Уверяю вас, что нет. Просто я считаю, что противопоставлять этих двух разбойников не имеет никакого смысла.

Однако вернемся к теме нашего разговора.

А тема эта – «никакой шизофрении». Оттепельный прокурор и перестроившийся судья могли вкатить диссиденту требуемый срок, потому что хрущевские разоблачения сталинизма и вся последующая «демократизация» – явление абсолютно советское. То есть не имеющее ничего общего ни со свободой, ни с демократией, ни с принципами права.

Эта история, увы, продолжается по сей день.

Я не удивляюсь недавнему каскаду запретов спектаклей и фильмов, выставок и уличных инсталляций. Я удивляюсь тому, что многие интеллигентные люди согласно кивают и говорят: «Да, это издевательство над классикой», «Да, это искажение истории», «А это вообще вовсе ни капельки не искусство». А значит,

по мнению многих интеллигентных людей, исполнительная власть – что характерно, помимо судебной! – имеет право запрещать фильмы, спектакли, выставки. Так сказать, для нашей же пользы.

Чтоб в наших непутевых мозгах не возникли нежелательные колебания. Чтоб у нас, бедных, головка не закружилась.

«Позвольте, – говоришь бывало, – но ведь Конституция запрещает цензуру…» – «Да, – отвечают тебе интеллигентные люди, – да, конечно, Конституция, но ведь нужны какие-то границы! Ведь это издевательство над классикой! Искажение истории! И вообще не искусство!»

Особенно приятно, что многие интеллигентные люди, говоря о современном искусстве, прибавляют «так называемое». То есть искусство для них – это «Вишневый сад» в постановке Станиславского (в пересказе, разумеется) и картина Шишкина «Рожь» (с обложки школьного учебника). При всем уважении к великому режиссеру и одаренному пейзажисту – мало.

Но, может быть, этому тоже не надо удивляться. Ведь как приятно не думать самому, а повторять за строгой учительницей. Глядишь, и пятерку поставит.

Да и не только в выставках, фильмах и спектаклях дело. Это лишь индикатор, лакмусовая бумажка. Есть вещи прямо-таки судьбоносные для страны: промышленное развитие в первую очередь, это чертово «импортозамещение», без которого мы обречены как минимум на постоянные неудобства. Мягко говоря! Но никакая модернизация, никакой экономический и технологический рывок в современных условиях невозможны без незыблемого права личности на свободу самовыражения. Без того, чтобы все общество уважало это право отдельной личности.

Но пока общество крепко вцепилось в хомуты феодального рабства, украшенные бубенчиками айфонов и инстаграмов. Вопрос к государственной власти: захочет ли она заставить людей быть свободными? А захотев – сможет ли?

Вот такой я государственник вдруг оказался, к своему собственному удивлению. Потому что само общество без отмашки и даже понукания сверху – уже не сможет. Это я вам точно говорю. Прививка несвободы оказалась слишком действенной.

*Большевицкий – это не белогвардейская издевка, а правило русского языка. Нет в русском языке слова «большевист». Мужик – мужицкий, ямщик – ямщицкий и т.п.

Новости и материалы
Cтала известна судьба долгосрочных накоплений при смерти участника программы
Стилист назвала самые модные джинсы сезона
Названо опасное заблуждение начинающих бегунов
Власти Херсонской области назвали потери ВСУ за минувшие сутки
На севере Харькова произошел взрыв
«Единая Россия» зафиксировала масштабные DDoS-атаки на сервисы партии
В Подмосковье годовалый ребенок вдохнул стик от айкоса и попал в больницу
Стало известно, сколько компаний уже зарегистрировались в «русских офшорах»
Дочь Маликова продает поношенные вещи на 1,2 миллиона рублей
Россиянин отсудил компенсацию у бывшей девушки за вещи, которые она выставила за дверь
Фриске показала, как выглядит ее грудь после пластики
Пилот, посадивший самолет в пшеничном поле, устроился на работу в такси
Гендиректор Nvidia Дженсен Хуанг лично передал новый ИИ-ускоритель главе OpenAI
Уровень реки Ишим в Тюменской области превысил исторический максимум
В аэропорту Кишинева задержали очередную группу вернувшихся из Москвы оппозиционеров
В РФ хотят запретить «Антироссийское сепаратистское движение»
160-килограммовая модель Тесс Холидей рассказала о жизни с анорексией
В США отказались выплатить гонорар россиянину за победу на UFC 300
Все новости